Конспект лекции: История развития государственной службы в России
Государственная служба в России появилась в полном понимание ее смысла при Петре I - «Табель о рангах». Вплоть до октябрьской революции происходила детализация прохождения службы. Сам табель о рангах – это плагиат, компиляция всех табелей о рангов Европы (Шведский и Голландский). Было все детально регламентировано вплоть до того, что надо было носить и т.д.
Когда произошла октябрьская революция, одно из первых, что было сделано - это издан декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 11 октября 1917 г. Манохин написал: «Более или менее налаженная в течение веков государственная и не государственная служба одним этим декретом была развалена, разрушена со свойственной нашей революции решимостью».
Дальше был период провала в регулировании государственной службы, т.е. все 20-ые годы революционные авторы пытались создать новые способы. Единственным комплексным актом по вопросам государственной службы являлись временные правила о службе в государственных предприятиях и учреждениях от 21 декабря 1922 г. Эти правила действовали вплоть до 80-ых годов.
С конца 30-ых и 40-ых годов постепенно разрешаются книги дореволюционных авторов и, как следствие, происходит прорыв в вопросах рассмотрения государственной службы. Студеникин, Волков, Ямпольская, Козлов, Бахрах, Воробьев, Монохин - эти авторы неоднократно выдвигали идею о необходимость принятые актов, регулирующих государственную службу, но она не была принята, т.к:
- 1. Чтобы была государственная служба нужно, чтобы возникла негосударственная служба, а ее быть не могло, следовательно и не могло быть акта. Функцию регулирования выполнял КЗоТ. Елистратов писал: «Отбросив прочь привилегии всякого рода, рабоче-крестьянская власть наделила государственных служащих всеми правами и всеми гарантиями лиц, работающих по найму. Не какой-то специальный статут, но кодекс законов о труде определяет положения государственных служащих наравне со всеми наемными рабочими».
- 2. Заключается она в формирование партийной номенклатуры.
Переход от системы СССР к РФ не был плавным и не мог быть. В 90-ые годы не было вообще понятия государственной службы. 22 декабря 1993 г. издается указ Президента №2267, которым утверждается положение «О федеральной государственной службе». ФЗ «Об основах государственной службы РФ» 1995 г. закладывал только основы и полноценным комплексным актом не был. Анализ этого закона позволяет сделать вывод, что должно быть принято 36 законов, которые должны были быть ФЗ, однако ничего сделано не было. Часть вопросов была закрыта с помощью указов Президента (указное право). Затем Президент неоднократно в своих посланиях ФС указывал о необходимости принятия комплексного нормативного акта. Кодекс также не был принят. В 2003 г. вопрос был решен иначе, был принят ФЗ «О системе государственной службы РФ».
Особенности закона:
- 1. Выделил три вида государственной службы. Военная, правоохранительная и гражданская.
- 2. Он также четко указал, что военная и правоохранительная являются исключительно видами федеральной службы, а гражданская - как субъекта, так и федеральная. Государственная гражданская служба субъектов находится в совместном ведении. Организация государственной гражданской службы как бы находится в введении субъекта, но на факте конечно нет, ибо это связано с принципом единства государственной службы.
В 2004 г. был принят ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Этот акт является комплексным, его называют трудовым кодексом государственного служащего, однако целый ряд указов президента регулирует отдельные положения.
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.