Конспект лекции: Понятие о лидерстве, власти и стиле управления



Об успехах менеджеров судят не потому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать или мотивировать людей можно только воздействуя на них определенным образом, или влияя на них.

В управленческой литературе способность оказывать влияние и на поведение других людей называется властью. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:

  • - власть – это потенциал, имеющийся у ее пользователя,
  • - между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость,
  • - тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.

Власть может появиться от занимаемой должности, от личного воздействия или от того и другого. Власть должности проистекает не из самой должности, а делегируется ее обладателю теми, кому он подотчетен. Объем этой власти зависит от уровня доверия, которое обладатель должности может получить у того, кто расположен выше него в иерархии. При этом делегированная власть может быть в любое время взята обратно наверх. Это позволяет сделать вывод, что не существует прямой зависимости между уровнем должности и объемом власти. Их соотношение ситуационно и индивидуально.

Личная власть – это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных. Она в организации приходит снизу – от подчиненных, и может быть отнята подчиненными у руководителя, как реакция на его неправильные действия личную власть необходимо регулярно получать от подчиненных. Лучшая ситуация, когда руководитель обладает и должностной и личной властью.

Существуют следующие виды власти:

  • 1) принуждающая - предполагает определенные стимулы, возможность наказания,
  • 2) вознаграждающая - предполагает возможность получить что-то ценное для человека (работника),
  • 3) легитимная (узаконенная) – даруется руководителю на праве наследования, опирается на законодательную базу,
  • 4) экспертная – базируется на несомненных, заверенных в соответствующих инстанциях знаниях в любой области,
  • 5) информационная – связана с наличием у обладателя власти каких-либо нужной информации,
  • 6) референтная – власть руководителя, формируемая его окружением,
  • 7) харизматическая –основана на свойствах личности руководителя или его способности привлекать работников.

Источники власти показаны на рисунке:

Описание власти и ее источников в организации тесно связано с лидерством. В основе лидерства лежит отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Лидерство является одним из важных механизмов реализации власти в группе и, пожалуй, самым эффективным. В практике управления лидерство – это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для всех видения в реальность.

Но между этими понятиями есть различия. Так, важное различие относится к сопоставимости целей. Для существования власти не обязательно требуется совместимость целей тогда, как лидерство требует определенного соответствия между целями лидера и целями тех, кто за ним следует.

Лидерство предполагает использование власти. Сама власть может строиться ан личностных качествах или на занимаемой должности. Кроме того, власть – это двухсторонние отношения – между лидером и подчиненными и между лидером и начальником. Поскольку эффективность лидерства зависит от объема и типа власти, которые лидер использует, то важным является вопрос: какие источники власти нужно использовать, чтобы добиться большей эффективности? Проведенные исследования в организациях свидетельствуют, что право на власть является наиболее веской причиной для подчинения, далее по силе влияния идет экспертная власть, вознаграждение, власть примера и на последнем месте – принуждение.

Данные понятия тесно связаны с понятием стиль управления, под которым следует понимать совокупность конкретных способов взаимодействия руководителей и подчиненных. Стиль управления предопределяется особенностями организации и ее подразделений, позициями руководства, порядком ведения дел, системой ценностей и типом культуры, случайными факторами.

Выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили управления. Сводная таблица характеристик стилей управления, предложенная Э. Старобинским:

Последующие разработки привели к возникновению новых стилей, во многом близких авторитарному и демократическому.

Стиль, при котором руководитель ориентируется на решение поставленной перед ним задачи (распределяет задания между подчиненными, планирует, составляет графики работ и т.д.) получил на Западе название инструментального, или ориентированного на задачу. Стиль, когда руководитель создает благоприятный морально-психологический климат, организует совместную работу, взаимопомощь, позволяет исполнителя максимально участвовать в принятии решений, поощряет профессиональный рост называется ориентированным на человеческие отношения, или на подчиненных.


Обогрев кровли на http://www.vipteplo.ru/ice1.html.


Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.