Конспект лекции: Диффузионизм в исследовании культуры



Диффузионизм в качестве течения социологии культуры возник как реакция на ограниченность и недостатки эволюционистких концепций. Представители эволюционизма не могли объяснить генезис культур и ее составных частей, базируясь на идее количественных изменений в культуре. Они исходили из того, что возникновение будущих культурных явлений имеет предпосылки в начале человеческой истории. Кроме того, этнографический материал не подтверждал идею универсальных законов и этапов развития культур. В силу этих причин в начале XX века эволюционизм утратил доминирующее положение в антропологии.

Понятие диффузии заимствовано из физики. Применительно к культуре термин диффузия обозначает распространение культурных явлений посредством контактов между народами. Наиболее распространенные формы таких контактов- торговля, переселение, завоевание. Диффузионисты исходят из того, что главным содержанием исторического процесса выступает контакт, столкновение, заимствование, перенос культур. Возникнув как альтернатива эволюционизма диффузионизм предложил свои методы организации исследования:

  • - принцип географической определенности при рассмотрении вопроса о возникновении конкретных элементов культуры. Окружающая среда выступает как фактор, к которому должна адаптироваться культура.
  • - пространственно-временные параметры различных культур, районы их распространения.

Теория распространения культур из одного центра в другие регионы. (теория культурного центра). Такие методологические позиции требовали от исследователей обратить внимание на исследование процессов взаимодействия между культурами, поставив в качестве важнейшей задачи раскрытия механизма освоения представителями одной культуры достижений других народов. Многими диффузионистами разрабатывалась теория культурных ареалов или сетей распространения отдельных элементов культуры. Общность культур в рамках круга рассматривается как свидетельство общности их происхождения.

 

Фридрих Ратцель

Основоположником диффузионизма принято считать профессора этнографии Мюнхенского университета Фридриха Ратцеля. Многотомные исследования: Антропогеография (1882-1891), Народоведение (1885-1895), Земля и жизнь (1891). В антропогеографии предпринял попытку нарисовать картину расселения человечества на Земле и развития культуры в связи с географическими условиями. Для этого он исследовал различные формы воздействия окружающей среды на внутреннюю жизнь народа и культуру. Природные условия вызывают различия в культурах народов, однако в процессе диффузии они сглаживаются. В качестве форм диффузии Ратцель рассматривает переселение племен, завоевания, смешение расовых типов, обмен, торговля. Эти факторы выступают главным фактором пространственного распространения культур. Касаясь особенностей культурных заимствований, он отмечал, что одни предметы культуры (украшения, одежда) легко передаются от народа к народу, в то время как другие (упряжи, изделия из металлов) с трудом.

 

Фритц Гребнер

Методологом диффузионизма в Германии стал Фритц Гребнер. Его относят к основоположником культурно-исторической школы. Важнейшие работы исследователя- «Меланезийская культура лука и ее родственники» (1909), «Метод этнологии» (1911). Наибольшую известность получили его теоретические разработки концепции «культурных кругов». Основным объектом исследования стали культуры Австралии и Океании на основе коллекции Кельнского и других европейских музеев. Гребнеру принадлежит идея о том, что каждый элемент культуры изобретается один раз в определенном месте и затем распространяется по разным странам. Распространение культурного явления, входящего в культурный круг, Гребнер картографировал. Культурные круги наслаиваются друг на друга и образуются культурные слои.

Таким образом, диффузионизм утверждает, что:

  • 1. Культура рассматривается как организм, возникающий в конкретных географических условиях. Каждый элемент культуры возникает в конкретном регионе, в конкретных условиях и из этого центра распространяется по всему миру.
  • 2. В качестве ведущих форм развития культуры рассматриваются заимствования, переносы культурных элементов, а также их смешение. При этом смешению (диффузии) подвергаются элементы материальной и духовной культуры.
  • 3. Каждая культура имеет свой центр зарождения и распространения, поэтому одной из задач является поиск этих центров для каждой культуры.
  • 4. Основным методом исследования культур является изучение культурных кругов распространения элементов культуры. Любой элемент культуры возникает только однажды. Если составить карту его распространения, то можно определить место зарождения каждого элемента.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.