Конспект лекции: Структурно-функциональный подход к исследованию культуры



Структурно-функциональный подход рассматривает культуру как такое целое, каждый элемент которого выполняет свои функции. Поэтому важнейшим методом функционализма стало разложение культуры на составные части и выявление зависимостей между ними. Каждая атомарная клетка культуры как системная единица выполняет строго определенную функцию в социокультурной системе. Каждый элемент культуры играет не просто предназначенную ему узкую роль, а выступает как такое звено, без которого культура не может существовать как целостное образование. Методологическое значение понятия «функция» выступает в двух основных ипостасях. Первая ипостась - это указание на ту роль, которую каждый элемент выполняет по отношению к целому. Во второй ипостаси функция обозначает характер зависимости между частями.

В крупное научное направление функционализм сложился в Англии, где начиная с 20-х годов 20 века, оказал значительное влияние на развитие социальной и культурной антропологии.

Виднейшие представители английской школы антропологии Бронислав Малиновский и Альфред Радклифф-Браун.

 

Бронислав Малиновский

Малиновский опирался на опыт полевых исследований на Новой Гвинее и в Меланезии. В числе важнейших работ «Аргонавты западной Океании» (1922), «Преступление и обычаи в традиционном обществе» (1926), «Сексуальная жизнь аборигенов в Северо-Западной Меланезии» (1929), «Секс, культура и миф» (1962).

Культура, по мнению Малиновского, выступает как продукт биологических свойств человека. Человек рассматривается как животное, которое должно удовлетворить свои основные биологические потребности, которые выступают как стимулы для процессов добывания пищи и топлива, для строительства жилья и создания одежды. В универсальности человеческих потребностей заложена универсальность культуры. Различие между культурами определяется различиями в способах удовлетворения основных человеческих потребностей. Наряду с основными потребностями, Малиновский выделяет производные, которые порождены культурной средой. К таким потребностям он относит потребность в экономическом обмене, авторитете, социальном контроле, образовании. Средствами удовлетворения потребностей выступают социальные институты культуры, как совокупность средств и способов удовлетворения той или иной потребности. Каждый институт может удовлетворять одновременно несколько потребностей. Семья обеспечивает не только репродуктивные функции, но и физиологические, экономические.

Средствами интеграции между компонентами культуры и социальными институтами выступают язык, самосознание, религия, традиция. Для Малиновского принципиально важна идея функциональной целостности. Если в ходе изменений уничтожается какой-либо элемент культуры, то вся социокультурная система может погибнуть. (пример с одним из островов Тихого океана). Если элемент культуры теряет свои функции, то он погибает. На этой основе Малиновский критиковал теорию культурных пережитков Э. Тайлора. Этот метод ориентируется на повсеместный поиск пережитков, в то время как пережитков не существует, на их место пришли новые элементы культуры с новыми функциями вместо старых. В культуре не может быть ничего лишнего, случайного, все имеет определенную функцию. Если какой-то элемент культуры воспроизводится, значит сохраняется общественная потребность в нем.

 

Радклифф-Браун

Продолжателем научных идей Малиновского стал Радклифф-Браун. Он получил образование на кафедре социальной антропологии в Кембридже. В 1906-1908гг. проводил исследования на Андаманских островах. В последующие годы изучал жизнь аборигенов Австралии, путешествовал по Африке, Китаю. В 1938г. вернулся в Англию и стал заведующим кафедрой социальной антропологии Кембриджа. В числе главных сочинений «Андаманские острова. Исследования по социальной антропологии» (1922), «Структура и функция в примитивном обществе» (1952), «Метод в социальной антропологии» (1958).

Важной научной заслугой стала институализация социальной антропологии как самостоятельной дисциплины. Он определял ее как науку о человеке и человеческой жизни во всех ее аспектах. Задача социальной антропологии - поиск общих законов социального и культурного развития. Основной метод этой науки - индукция (отбор и обобщение материала, движение от частного к общему). Индукция требует использования сравнительного метода.

Свойства и качества любой системы определяются как элементами ее составляющими, так и отношениями между ними. В качестве элементов социальной системы выступают человеческие существа как совокупности поведенческих явлений. Общество с этой точки зрения совокупность индивидов и их поведения (понимающая социология). Отношения между ними характеризуются как социальные отношения. Каждое общество вырабатывает свою культурную модель социальных отношений (нормы, табу, социальные ожидания). На основе этих моделей вырабатываются сходные формы поведения множества людей, а индивиды в схожих коммуникативных ситуациях по отношению к сети социальных отношений исполняют предписанную им социальную роль.

Социальная структура включает в себя:

  • 1. Структуру саму по себе, которая может быть обнаружена в социальных ролях; в свою очередь сами социальные роли выступают как узлы социальных отношений, цементирующих общество.
  • 2. Функция, как социально стандартизированный способ действия и мышления.
  • 3. Социальная эволюция как совокупность радикальных изменений, затрагивающих всю структуру, и текущих.

 l;

Талкотт Парсонс, Роберт Мертон

Английская традиция оказала существенное влияние на развитие структурно-функциональной антропологии в США. (Талкотт Парсонс и Роберт Мертон). Структурно-функциональный анализ охватывает единство человека-общества-культуры. Роберта Мертон «Все социологические явления могут подвергаться функциональному анализу. Основное требование состоит в том, чтобы объект анализа представлял стандартизированное (т.е. типизированное, повторяющееся) явление, такое как социальные роли, институциональные типы, социальные процессы, культурные стандарты, эмоциональные реакции, выраженные в соответствии с нормами данной культуры, социальные нормы, групповые организации, социальные структуры, средства социального контроля». (Явные и латентные функции).

Толкотт Парсонс связывает социальную структуру с теорией систем действия. В его структуре выделяется: актор (тот, кто совершает социальный акт), цели деятельности, социальную ситуацию, представленную средствами и условиями, нормами и ценностями, посредством которых выбираются цели и средства.

Структура социальной системы состоит:

  • - личностная система (действующие актеры)
  • - система культуры;
  • - физическое окружение.

Функционирование системы должно отвечать 4 функциональным требованиям:

  • - адаптация к окружающей среде;
  • - достижение целей;
  • - интеграция;
  • - поддержание образцов, латентность. (AGIL) все подсистемы связаны между собой средствами обмена деньги, власть, влияние, обязательства.

Парсонс, анализируя проблему развития общества, формирует теорию социокультурной эволюции. Общество развивается от простых форм к более сложным через процесс дифференциации и повторной интеграции. Фактором, направляющим эволюцию, является расширение способности системы к адаптации.

 

Таким образом, выводы функционализма сводятся к следующему:

  • 1. Человеческое общество строится как структурная организация взаимосвязанных и дополняющих друг друга элементов.
  • 2. Культура служит удовлетворению основных нужд индивида. Базовые потребности, производные (разделение труда, защита, социальный контроль), интегративные (в безопасности, в социальной гармонии, законах, религии, искусстве)
  • 3. В качестве регуляторов поведения людей выступают такие элементы культуры, как обычаи, ритуалы, нормы. С их помощью культура выполняет нормативную функцию.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.