Конспект лекции: Исторические формы цивилизаций



На основе линейно-стадиального подхода целесообразно говорить об исторических формах цивилизаций.

 

Античная цивилизация

Античная цивилизация формируется на Аппенинском полуострове под влиянием благоприятных природно-климатических условий, влияние древней Крито-Миккенской цивилизации, открытия технологий добычи и обработки железа, завоевательных войн.

В своем развитии античная цивилизация проходит классический (полисный) период и эллинизм.

В основе классического периода лежит явление полиса. Как единое государство Греция практически не существовало, это было скорее союз полисов. Экономической основой полиса является натуральное хозяйство и классическое рабство. Доминирующей формой собственности является коллективная на землю, полис распределял земли в частные владения или сдавал участки земли в аренду. Социальной основой полиса является противопоставление свободных граждан и рабов, верность гражданина полису, стремление приложить максимум усилий для его процветания. Политической основой полиса является классическая античная демократия, базирующаяся на свободе и равенстве граждан полиса, избрании на руководящие должности на народном собрании, временность занятия государственных должностей, отчетность выбранных чиновников.

В эпоху эллинизма походы А. Македонского расширили границы государства до масштабов империи. Полисная система показывает свою неэффективность. Ей на смену приходит централизованное управление, совмещающее полисные традиции с опытом восточных деспотий. Земля принадлежит уже не только полису, но и кесарю. Они способны сдавать землю в аренду. Так возникает долговое рабство. Традиции античной демократии сочетаются с централизованным управлением и авторитарной властью кесаря. Теоретики социологии культуры отмечали не только высокий уровень развития античной цивилизации, но и ее вклад в развитии Европы. Античность дала латынь, способную объединить европейские народы на основе единого социокультурного опыта, римское право, философию, медицину, религию.

 

Средневековая цивилизация

На основе достижений античности возникает средневековая цивилизация. Условно она охватывает около 1000 лет с V по XV век.

Экономической основой средневековой цивилизации выступает натуральное домашнее хозяйство. Это не стимулирует развитие торговли и рынка, приводит к разрушению централизованных государств и феодальной раздробленности. Социальной основой средневековья является сословная структура. Сословие - это социальная группа, возникающая на основе передаваемых по наследству и законодательно закрепленных прав и свобод. Сословная структура имеет закрытый, иерархический характер. Переход из одного сословия в другое ограничен. К привилегированному сословию относилось дворянство и духовенство, к непривилегированному- крестьяне, ремесленники, купечество. Система социальных отношений дворянства строилась на основе вассальных отношений. Вассал должен был служить своему сюзерену, честно исполнять свой долг. За службу он получал землю и богатства. Политической основой средневековья является монархия. Монарх является вершиной политической и религиозной власти, осуществляет правопорядок, единолично принимает решения. Духовной основой средневековья являются религиозные ценности служения Богу, смирения, аскетизма.

Постепенный рост городов, как центров ремесла и торговли, развитие экономики и науки, общественно-политическая борьба в европейских странах за ограничение роли монарха привели к буржуазным революциям и становлению индустриальной цивилизации.

 

Индустриальная цивилизация

Индустриальная цивилизация, как было отмечено ранее, формируется в процессе промышленной революции. Для нее характерен переход к крупному промышленному машинному производству, объединение ремесленных цехов в фабрики, мануфактуры, корпорации, концерны, торговые кампании. Явление промышленной революции повышает роль науки в развитии культуры, делает ее значимым фактором социокультурного развития. Значимые научные открытия, по мысли Э. Тофлера, приводят к изменению образа жизни всего общество (технологическая волна). Под влиянием экономических процессов происходят социально-демографические, связанные с миграцией населения из деревни в город, снижением рождаемости, необходимостью привлечения женского труда в процесс производства и разрушением института традиционной семьи. В стремлении понять эти противоречивые общественные процессы родилась социология в Европе. Политическую основу индустриальной цивилизации составляет демократия. Первоначально под влиянием буржуазных революций сложились те формы монархии, где власть монарха была ограничена конституцией и парламентом. Духовной основой индустриальной цивилизации является значимость мирской жизни, материального достатка, материальных ценностей и благ.

 

Постиндустриальная цивилизация

Становление постиндустриальной цивилизации социологи связывают с информационной революцией. В результате НТР человек и крупные социальные группы вытесняются из процесса производства, концентрируются в сфере информации и услуг. Сфера услуг постепенно становится экономическим ядром постиндустриального общества. Ее основу создают технократы, высококвалифицированные специалисты, владеющие знаниями и навыками управленческой деятельности и работы с современной техникой. Основным богатством становится информация. Следовательно, повышается роль не только науки, но и образования. В соответствии с концепцией информационного общества Э. Тофлера, основой экзистенции человека в таком обществе становится электронный коттедж. Это снабженное современной техникой и выходом в интернет жилье, где удовлетворяются потребности человека в работе, отдыхе, общении, образовании. В результате экзистенция человека все больше подвергается виртуализации. Непосредственные отношения между людьми в ситуации «здесь и сейчас», «лицом к лицу» заменяются социальными сетями, электронной перепиской. С одной стороны, интернет открывает человеку новые возможности самореализации, получения образования, коммуникации, с другой стороны, «сеть» вытесняет человека из социальной деятельности в виртуальную, меняет систему потребностей и интересов, формирует интернет-зависимость. Конечно, постиндустриальная цивилизация это только формирующаяся на наших глазах новая цивилизационная реальность. Потому задача общественных наук состоит не в том, что дать подробную характеристику этой реальности, а скорее в том, что проводить диагностику становления и развития постиндустриальной цивилизации, определять те тенденции, которые способны в перспективе перерасти в устойчивые характеристики.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.