Конспект лекции: Молодежь как источник развития культуры



Впервые проблему исследования молодежных субкультур в рамках социодинамики поставил К. Манхейм. В работе «Диагноз нашего времени», выясняя причины духовного кризиса английского общества, Манхейм пришел к выводу, что его корни необходимо искать в том, что креативный потенциал, которым обладают социальные группы и в первую очередь молодежь, не используются в полной мере в силу сложившихся традиций и консервативных установок. Общество, которое сдерживает проявление творческой энергии молодого поколения, неизбежно обрекает себя на замедление темпов развития, на распад социальных связей, ибо «вдохнуть жизнь в рутинный порядок вещей могут лишь те люди, для которых новые проблемы представляют реальный вызов». Такие люди существуют не среди тех, кто добился определенного социального статуса и обременен негативным жизненным опытом, а среди тех, кто только входит в самостоятельную жизнь и способен к нетрадиционной постановке вопросов и к определенному риску. Но сформулировав идею молодежных субкультур, обозначив ее признаки и роль в социокультурной динамики, Манхейм не разработал типологию субкультур, не показал ее связи с обществом.

В 50-е г. 20 века концепцию молодежных субкультур начинает разрабатывать Т. Парсонс. Субкультура выполняет функцию социализации, решает проблему создания эмоциональной устойчивости молодого человека во взаимоотношениях со взрослыми и с представителями той же возрастной группы. Субкультура позволяет получить тот пласт дополнительных знаний и навыков, которые отсутствуют в системе образования. Однако такая трактовка молодежной субкультуры не была принята социологическим сообществом. Источником критики было то, что субкультура создает «культурное поле», где базовыми становятся ценности отнюдь не взрослого сообщества и потому не ускоряет, а тормозит социализацию. Молодежная субкультура несла в себе изначально ярко выраженный контркультурный заряд.

Подобный подход получил обоснование в трудах Т. Розака, Ч. Рейч, Б. Бергера, Л. Хаузера. С точки зрения Т. Розака молодежная субкультура является контркультурной, между ей и обществом лежит пропасть, которую невозможно преодолеть, ибо базовые ценности отрицают друг друга. Ч. Рейч в книге «Зеленеющая Америка» трактует молодежную субкультуру как инновационное, противостоящее консервативной культуре современного западного общества.

По мысли Д. Йингера молодежная субкультура представляет собой конфигурацию норм и ценностей, несовпадающими с общественными. Она не претендует на то, чтобы стать господствующей культурой, на нее возлагается миссия внесения инноваций в культурную жизнь общества. Взаимодействие консервативности официально одобряемой культуры и инновационности молодежных субкультур обеспечивает развитие общества.

По мысли Г. Дэвиса молодежная субкультура возникает путем инверсии, придания ценностям и нормам взрослых обратного смысла. Если в официальной культуре добропорядочность, богатство выступает как ценность, то в молодежной субкультуре это признак мещанства. Потому можно ставить знак равенства между молодежной субкультурой и антикультурой. Однако и эти точки зрения были подвергнуты критике «умеренных западных социологов». Они отмечали, что молодежная субкультура - собирательное понятие. В реальности существует спектр субкультур, которые можно отнести к социально значимым, ибо благодаря им возникает разнообразие социокультурных практик.

Российские теоретики социологии культуры считают, что субкультуры - это явление XX века. В прошлые века период юношества ограничивался несколькими годами. В крестьянских семьях до революции в России в 14-15 лет девушек выдавали замуж, в 15-16 лет появлялись первые дети. Потому понятие молодежи появилось только в XX веке. НТР потребовала увеличения сроков подготовки к самостоятельной трудовой деятельности. Сыграло свою роль для становления молодежи как особой группы современные способы создания и передачи информации. Они способствуют самоорганизации молодежи, ее самореализации в обществе. С помощью этих средств создается символика субкультур, соответствующая социально-психологическим особенностям молодежи – категоричность суждений, максимализм, неприятие жесткой нормативной регламентации, обостренное эмоциональное восприятие, повышенная возбудимость, идеализация новизны, дух противоречия.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.