Конспект лекции: Средства массовой информации как явления культуры



Средство массовой информации (сокращённо СМИ, также — масс-медиа) — организационно-технический комплекс, обеспечивающий создание, периодическую передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации c целью массовой коммуникации. По мнению Гидденса средства массовой информации называются массовыми, поскольку они охватывают массовую аудиторию – аудиторию, состоящую из очень большого количества людей. Их так же называют массовыми коммуникациями. СМИ часто ассоциируются исключительно с развлечением и как таковые рассматриваются как нечто второстепенное в жизни большинства людей. Подобный взгляд, однако, однобок: массовые коммуникации так же связанны со многими другими аспектами нашей социальной деятельности. Такие средства массовой информации, как газеты и телевидение, оказывают широкое влияние на нашу жизнь и на общественное мнение. Но все же, необходимо понимать, что все-таки средства массовой информации и средства массовой коммуникации различны.

Особенностью СМИ является публичность, неограниченный круг пользователей, непостоянный объем аудитории, который меняется в зависимости от проявления интереса к той или иной информации.

 

Функции СМИ

1. Информационная функция - сообщение о положении дел, разного рода фактах и событиях.

2. Комментарийно-оценочная функция - часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой.

3. Познавательно-просветительная функция - передавая многообразную культурную, историческую, научную информацию, СМИ способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей.

4. Функция воздействия. СМИ не случайно называют четвертой властью: их влияние на взгляды и поведение людей достаточно очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионных изменений общества или во время проведения массовых социально-политических акций, например в ходе всеобщих выборов главы государства.

5. Гедонистическая функция - речь здесь идет не просто о развлекательной информации, но и о том, что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает эстетическим потребностям адресата.

6. Генеральная функция, которая представляет собой процесс создания и сохранения единства некоторой человеческой общности, связанной определенным видом деятельности.

 

Виды СМИ

Все СМИ разделяются на:

  • - визуальные;
  • - аудиальные;
  • - аудиовизуальные.

Благодаря использованию этих коммуникационных средств возник¬ли три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каж¬дая из которых состоит из огромного числа каналов — отдельных га¬зет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах.

По мнению Багирова, прежде всего различия между средствами массовой информации основаны на различии используемых в них кодов, знаковых комплексов. В периодической печати представлена двоичная знаковая система: естественный язык в его письменной (печатной) форме + играющие подсобную роль иконические знаки (фотографии, рисунки, карикатуры), а также разного рода шрифтовые выделения, способ верстки и т. д. Применительно к радио можно говорить о триаде: устная речь + естественные звуки (шумы) + музыка. В аудиовизуальных СМИ (телевидение, документальное кино) триада преобразуется в тетраду в результате появления такого важного для этих средств массовой информации способа передачи информации и воздействия на аудиторию, как «живое» изображение. Именно благодаря использованию слова в сочетании с изображением возрастает роль телевидения как средства массовой информации.

 

Теории манипулирования общественным мнением

Американская структурно-функциональная теория общественного мнения, основанная на бессознательном стремлении людей, живущих в некоем сообществе, прийти к общему суждению, согласию, т.е. выполняющее функцию интеграции. В соответствие с теорией Р. Мертона основная функция общественного мнения - это социальный контроль. Выделяются явные и латентные функции социального контроля.

Явные функции - это те объективные последствия, которые помогают системе приспособиться или адаптироваться, которые для участников процесса являются намеренными и осознаваемыми.

Скрытые функции, соответственно, не являются ни намеренными, ни осознаваемыми.

Американская школа социологии находится под влиянием трудов Тарда и Лебона. Наиболее яркий представитель данной традиции Поль Феникс Лазарсфельд - американский социолог австрийского происхождения, приверженец позитивного направления, приверженец позитивного направления, один из ведущих специалистов в методологии социальных наук и применении математических методов в социальном познании. Лазарсфельд проделал большую работу в области исследования массовых коммуникаций и их роли в формировании общественного мнения. Изучая массовую коммуникацию, он рассматривал ее как способ обеспечения духовного контроля в обществе. По мнению Лазарсфельда, аудитория не воспринимает СМИ как некий недифиренцированный блок. Воздействие средств массовой информации происходит при посредничестве «лидеров мнений», играющих в этой процессе роль инициаторов и передатчиков. Лазарсфельд считал, что в распространении информации нужно видеть две последовательные волны. Первая доходит до лидеров мнений, распространяется в их аудитории. Лидеры мнений более информированы, чем их окружение, они внимательно относятся к информации, больше читают, слушают, смотрят телевизор. Поэтому информация приходит сначала к лидерам мнений, ими интерпретируется, а затем распространяется к активным секторам. Таким образом, Лазарсфельдом был сформулирован принцип двухступенчатого потока коммуникации.

В начале 30-х годов XX века с появлением метода репрезентативных опросов термин «общественное мнение» получил довольно широкую распространенность. Люди с легкостью говорили об опросах, исследованиях общественного мнения.

Стратегия развития теории общественного мнения заключалась в создании рабочего определения общественного мнения, основанного на инструментарии и материалах эмпирического исследования.

Традиция Лазарсфельда и символического интеракционизма была продолжена Гербертом Блумером. В своей статье «Общественное мнение и опросы общественного мнения», датированной 1948 годом, он подверг резкой критике малочисленность обобщений относительно общественного мнения, несмотря на огромное количество опросов общественного мнения. Г. Блумер затем обращается к исследованию содержания, формирования и функций общественного мнения в условиях демократии, умело выстраивая концепцию общественного мнения как рациональности с его явной нацеленностью на информирование политиков об установках функциональных групп, составляющих общественные организации.

Естественно, не все люди оказывают одинаковое влияние на процесс формирования мнения в обществе. Многие из них имеют высокий статус, престиж в обществе, их отличает высокий уровень компетенции, они очень заинтересованные и увлеченные люди, оказывают заметное влияние на других.

Весьма важно определить генеральную линию средств массовой информации в этом вопросе. Какую сторону поддерживают влиятельные СМИ? Они являются одним из двух источников формирования суждений о климате мнений. Кроме того, влиятельные средства массовой информации вооружают других журналистов и приверженцев поддерживающей их стороны необходимыми словами и аргументами и, таким образом, оказывают влияние на процесс общественного мнения, на готовность высказаться и тенденцию отмалчиваться.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.