Конспект лекции: Характеристика ученического коллектива, методика его создания и развития



Воспитательный коллектив школы (класса) представляет собой органическое единство двух коллективов: педагогического и ученического; является основным фактором развития личности школьника (психологам известен феномен приоритетности, особенно у подростков и в юношеском возрасте, отношений со сверстниками). Коллектив, по мнению А.С. Макаренко, — это живой социальный организм, в котором развитие, «движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти». Коллективно отношению к каждому его члену — это «инструмент прикосновения к личности». Воспитательный коллектив решает широкий спектр воспитательных задач: выработка общественно значимых целей и перспектив совместной деятельности, обеспечение каждому члену активной позиции в совместной жизни, деятельности, выработка высоконравственных норм и общих ценностных ориентации на культуру, создание возможности самоактуализации для каждого члена коллектива, реализация идеи защищенности в комфортном психологическом климате детско-взрослого содружества.

Признаки коллектива (Л.И. Маленкова):

  • 1. Общественно значимая цель.
  • 2. Общественно значимая деятельность (любая деятельность должна быть общественно полезной, значимой и приносить удовлетворение).
  • 3. Отношения ответственной зависимости (система поручений и обязанностей).
  • 4. Свобода личности, ее раскованности и защищенности члена коллектива.
  • 5. Система требований (требование – приказ, требование – совет, требование – намек, требование – рекомендация, требование – просьба и т.д.)
  • 6. Традиции в коллективе (праздники рождения класса, школы; вечера встречи с выпускниками; пресс – конференции; балы, дискотеки посвященные временам года и другие формы воспитательной работы).
  • 7. Связь с другими коллективами.
  • 8. История развития коллектива.

Психологические характеристики детского (ученического) коллектива (Л.И. Маленкова):

  • 1. Коллектив имеет двойную структуру: формальную (класс создан по формальному принципу) и неформальную (наличие неформальных «лидеров», «звезд», «принятых», «отверженных»).
  • 2. Наличие позиции каждого школьника.
  • 3. Скрытая педагогическая позиция.

Формальная структура коллектива, представляет собой единство разнотипных первичных коллективов.

Неформальная структура образует связи и отношения эмоционально - психологического характера.

Положение ученика (воспитанника) в формальной и неформальной структурах может совпадать, находиться в противоречие.

Развитие коллектива по мнению М.И. Рожкова, связано с преодолением ряд противоречий:

  • - между коллективом и отдельными школьниками или группами коллективов, опережающими его в своем развитии или отстающими от его развития;
  • - между перспективами коллектива и перспективами его членов;
  • - между нормами поведения, принятыми в коллективе, и нормами стихийно сложившимися в его группах;
  • - между отдельными группами учащихся с различными ценностями и ориентациями.

По деятельности первичные коллективы разделяют на три группы:

  • - организованные на основе разнообразной деятельности;
  • - организованные на основе одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.д.).
  • - организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства.

По возрастному составу первичные коллективы могут быть как одновозрастными, так и разновозрастными.

Основным органом коллектива является собрание воспитанников. В коллективе формируется актив и избирается староста. В число активов подбираются деятельные школьники. А.С. Макаренко особо отмечал в своих трудах значение актива, который является здоровым и необходимым резервом преемственности поколений в коллективе.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.