Конспект лекции: Эмиссия ценных бумаг как способ мобилизации средств предприятия



Основной целью эмиссионной политики является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых средств в минимальные сроки. Эмиссионная политика предприятия – часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключается в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций. Эмиссионная ценная бумага (ЦБ) – любая ценная бумага, которая одновременно характеризуется следующими признаками:

  • - закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению;
  • - размещается выпусками;
  • - имеет равные объемы и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

В РФ эмиссионные ценные бумаги – акции и облигации.

Этапы эмиссионной политики:

1. Исследование возможностей эффективного размещения эмиссии. Решение о первичной эмиссии (при образовании акционерного общества) или дополнительной (предприятие уже создано и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала, владельцы голосующих акций имеют преимущество) эмиссии акций можно принять при на основе анализа конъюктуры фондового рынка (ФР) и оценки привлекательности своих акций. Анализ конъюктуры фондового рынка включает характеристику состояния спроса и предложения акций, динамику уровня цен их котировки, объемов продаж акций новых эмиссий и др. Определяется уровень чувствительности реагирования фондового рынка на появление новой эмиссии и оценка его потенциала. Оценка привлекательности своих акций проводится с позиции учета перспективности развития отрасли, конкурентоспособности продукции и уровня финансового состояния.

2. Определение целей эмиссии, основные из них:

  • - реальное инвестирование, связанное с отраслевой и региональной диверсификацией производственной деятельности.
  • - необходимость существенного улучшения структуры капитала.
  • - намечаемое поглощение других предприятий с целью получения эффекта синергизма.
  • - иные стратегические цели, требующие быстрой аккумуляции большого объема собственного капитала.

3. Определение объема эмиссии. Необходимо исходить из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников.

4. Определение номинала, видов и количества эмитирующих акций. Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих их покупателей. В процессе определения видов акций устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций, если он целесообразен, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций (в РФ не больше 10%). В процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций.

5. Оценка стоимости привлеченного акционерного капитала. Осуществляется по двум параметрам:

  • а) предполагаемому уровню дивидендов,
  • б) затрат по выпуску акций и размещению эмиссии (приведенных к среднегодовому размеру).
Рассчитанная стоимость привлеченного капитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процентов на рынке капитала. После этого делается решение об эмиссии акций.

6. Определение эффективных форм андеррайтинга. Чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, нужно определить состав андеррайтеров, согласовать цены начальной котировки акций и размер вознаграждения, обеспечить регулирование объема продаж акций в соответствии с потребностями в потоке поступления финансовых средств, обеспечивающих поддержание ликвидности уже размещенных акций.

С учетом возросшего объема собственного капитала предприятие может используя неизменный коэффициент финансового левериджа увеличить объем привлекаемых заемных средств, а следовательно увеличить рентабельность собственного капитала.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.