Конспект лекции: Внешняя и внутренняя среда маркетинга



Микросреда предприятия – это факторы, тесно связанные с предприятием и воздействующие на его способность обслуживать клиентов, на которые предприятие может оказывать опосредованное влияние.

Макросреда предприятия – внешние неконтролируемые факторы, оказывающие влияние на микросреду в целом и влияющие на маркетинговые решения предприятия.

Факторы микросреды предприятия:

Клиенты. Предприятие должно тщательно изучать клиентов, составляющих его рынок.

Потребительский рынок состоит из индивидуальных и семейных потребителей, приобретающих товары и услуги для личного потребления.

Рынок производителей составляют предприятия и фирмы, приобретающие товары и услуги для использования их в своем производственном процессе.

Рынок посредников состоит из фирм и компаний, которые приобретают товары и услуги для их перепродажи с прибылью для себя.

Рынок учреждений представлен школами, больницами, детскими садиками и другими учреждениями, которые предоставляют товары и услуги людям.

Рынок государственных учреждений представлен государственными организациями, покупающими товары и услуги для последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается.

Международный рынок – покупатели из других стран, включая потребителей, производителей, посреднические организации, государственные учреждения.

Поставщики – это компании и частные лица, которые обеспечивают предприятие материальными ресурсами, необходимыми для производства товаров и услуг.

Маркетинговые посредники относятся фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров и услуг.

Конкуренты. Маркетологам следует определять стратегические конкурентные преимущества своей продукции и правильно позиционировать свои товары.

Контактные аудитории. Контактная аудитория – это любая группа людей, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к предприятию и от которой зависит возможность предприятия достигать своих целей (финансовые круги, контактные аудитории СМИ, контактные аудитории государственных учреждений, общественные организации, местные контактные аудитории, широкая общественность, внутренние контактные аудитории).

Структура макросреды предприятия:

Демографическая среда:

  • 1. Численность, территориальное распределение и миграция населения определяют масштабы федерального и региональных рынков.
  • 2. Половозрастная структура определяет размер и структуру спроса на продукты питания, одежду и обувь. Богатую информацию дает изучение бюджетов домохозяйств и определение возрастных уровней потребления.
  • 3. Процесс урбанизации (соотношение городского и сельского населения) также значительно сказывается на уровне и структуре спроса.
  • 4. Социальное расслоение. Малообеспеченные граждане вынуждены все свободные деньги тратить на пищу, одежду, услуги, а обеспеченные слои делают сбережения, расходуют деньги на удовлетворение высших потребностей.

Экономическая среда – структура народного хозяйства, состояние инфраструктуры экономики, состояние финансовой системы, уровень инфляции, покупательная способность населения, доходы потребителей, рост совокупного общественного продукта, размеры безработицы, налоги, таможенные тарифы и т. д. Экономическая среда через изменение уровня доходов потребителей влияет на характер и структуру их покупок.

Экологическая среда – климат, наличие сырьевых ресурсов, источников энергии, погодные условия и т.д. В экологической среде наблюдается нехватка некоторых видов сырья, удорожание энергии, рост обеспокоенности общественности и государства по поводу загрязнения природной среды. В районах с климатом благоприятным для развития сельского хозяйства, как правило, выше натуральное потребление продуктов питания.

Научно-техническая среда – уровень научно-технического прогресса в области технологий производства товаров и услуг, возникновение новых видов продукции, отраслей и исчезновение существующих, а также внедрение прогрессивных методов маркетинговой деятельности, компьютеризация. НТП может привести к моральному старению продукции, появлению новых потребностей, снижению затрат на производство и распределение. НТП может обострить конкуренцию на рынке.

Политическая среда – социально-политический строй, расстановка политических сил и общественных движений, особенности законодательной системы и ее исполнения. Действие политической среды неоднозначно. Очень сильно политические инициативы влияют на уровень биржевых цен, но и цены на товарных рынках испытывают влияние политических факторов на себе. Эта среда наиболее трудно поддается анализу и прогнозу.

Социокультурная среда - культурные ценности, традиции, принятые принципы поведения, обряды, вероисповедание. На характер маркетинга значительное влияние оказывают социальная структура населения, его общекультурный и образовательный уровень. Бесполезно пытаться продавать самые современные образцы технических изделий, если местное население малограмотно.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.