Конспект лекции: Понятие, принципы и стратегии сегментирования рынка



Одной из важнейших задач маркетингового исследования является определение или уточнение группы покупателей со сходными характеристиками, которые в наибольшей степени заинтересованы в определенном продукте фирмы.

Рыночный сегмент – группа потребителей, обладающих одним или несколькими устойчивыми признаками и характеризующихся однотипной реакцией на предлагаемые продукты и на набор маркетинговых стимулов.

Целевой сегмент – сегмент рынка, на который предприятие направляет основные маркетинговые усилия для достижения своих целей.

При проведении сегментации в первую очередь необходимо выбрать критерии сегментации. При этом следует проводить различие между критериями сегментации рынков потребительских товаров и продукции производственного назначения.

Методы сегментации:

Существует множество методов, среди которых наибольшее распространение получили метод группировок по одному или нескольким признакам и методы многомерного статистического анализа.

Суть метода группировок состоит в последовательной разбивке совокупности объектов на группы по наиболее значимым признакам. Какой-либо признак выделяется в качестве системообразующего параметра, затем формируются подгруппы, в которых значимость этого параметра значительно выше, чем во всей совокупности потенциальных потребителей данного товара. Путем последовательных разбивок выборка делится на ряд подгрупп.

Метод многомерной классификации предполагает разбиение рынка по комплексу анализируемых признаков (демографических, социальных, психологических и т.п.) одновременно. В пределах сегмента между потребителями должно наблюдаться достаточно сходства для объединения их в одну группу, в то же время между группами должны проявляться существенные различия в спросе.

Выбор целевого сегмента:

После выявления рыночных сегментов необходимо определить степень их привлекательности и выбрать целевые сегменты и маркетинговые стратегий по отношению к ним.

Целевой сегмент рынка – один или несколько сегментов, отобранных для маркетинговой деятельности предприятия.

Рыночная ниша – это сегмент потребителей, которому продукт, производимый данным предприятием, подходит для удовлетворения потребностей лучше всего.

Рыночное окно – это незанятый конкурентами сегмент потребителей, потребности которых не удовлетворяются в должной мере существующими товарами.

Можно использовать несколько подходов к освоению выбранных рыночных сегментов:

Массовый маркетинг – выпуск одного типа товара и обеспечение ему маркетинговыми средствами привлекательность для всех сегментов (всего рынка). Цель предприятия – увеличение сбыта и экономия затрат на использовании массовых каналов распределения и коммуникаций.

Дифференцированный маркетинг – охват нескольких сегментов, предложение для каждого из них своего товара или его разновидности и комплекса маркетинга. Цель предприятия – достигнуть большего объема продаж и завоевать более сильную позицию на каждом рыночном сегменте.

Концентрированный маркетинг – сосредоточение усилий предприятия на одном сегменте рынка. Цель предприятия - достижение максимальной прибыли на единицу продукции. Такой подход продуктивен для небольших предприятий, работающих на специализированных рынках. Здесь требуется глубокое знание узких рыночных сегментов и высокая репутация продукта предприятия.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.