Конспект лекции: Стратегическая позиция предприятия в конкурентной среде


Факторы, влияющие на выбор стратегии предприятия:

Тщательный анализ внешних и внутренних ситуационных факторов является исходной точкой формирования стратегии.

Внешние факторы, влияющие на выбор стратегии предприятия (микро и макросреда):

  • - Социальные, политические, правовые и гражданские факторы;
  • - Привлекательность отрасли и условия конкуренции;
  • - Рыночные возможности и угрозы.

Внутренние факторы (внутренняя среда):

  • - Сильные и слабые стороны предприятия, его конкурентные возможности;
  • - Общие ценности и культура компании.

Стратегическая позиция компании:

  • - Взаимосвязь внутренних и внешних факторов, их влияние на стратегию;
  • - Выявление и оценка альтернативных стратегий;
  • - Формирование стратегии, адекватной внешним и внутренним факторам.

Под стратегической позицией предприятия понимается его конкурентное положение в отрасли и на рынке (микросреде).

Анализ и оценка стратегической позиции основывается на:

  • - анализе отрасли и конкуренции;
  • - анализе положения (исходного состояния) предприятия.

Положение предприятия относительно конкурентов можно классифицировать:

Явный лидер (им может быть только одно предприятие):

  • - Может варьировать выбор стратегии без опасения за свое положение в будущем;
  • - Может удерживать свое долговременное положение независимо от любых действий конкурентов;
  • - Доля на рынке, по крайней мере, в два раза больше, чем у ближайшего конкурента.

Сильный:

  • - Обладает достаточным потенциалом для проведения своей стратегии;
  • - Имеет свободу выбора, но с оглядкой на ближайших конкурентов;
  • - Имеет все шансы на уверенное положение в будущем.

Средний:

  • - Имеет достаточно сил для проведения определенных стратегических инициатив;
  • - Имеет неплохие шансы на укрепление положения в будущем.

Обороняющийся:

  • - Результат деятельности достаточен для продолжения присутствия на рынке;
  • - Существует только благодаря терпимости (добровольной или вынужденной) более сильных конкурентов;
  • - Имеет средние (или ниже средних) шансы удержать свое положение на рынке в будущем.

Слабый:

  • - В краткосрочной перспективе может удержаться на рынке, но для долгосрочного присутствия нужна новая стратегия.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.