Конспект лекции: Стратегия бизнеса и её основные элементы. Этапы разработки, их содержание



Стратегия отдельного бизнеса является управленческим планом одного вида бизнеса диверсифицированного предприятия или монопродуктовой и монорыночной компании и направлена на создание или укрепление долгосрочной конкурентной позиции на конкретном рынке (стратегической зоне хозяйствования – СЗХ).

Концептуальное содержание стратегии бизнеса:

  • - Разработка действий и подходов, обеспечивающих конкурентоспособность и предоставляющих конкурентные преимущества;
  • - Определение ответных действий при изменении условий окружающей среды;
  • - Объединение стратегических разработок функциональных служб, направленное на поддержку стратегии бизнеса;
  • - Выработка мер по повышению эффективности внутренних процессов.

Основные элементы стратегии бизнеса:

1) Основные функциональные стратегии:

  • - Производство и ведение хозяйственной деятельности;
  • - Маркетинг, стимулирование спроса и распределение;
  • - Научные исследования, опытно-конструкторские разработки и технология;
  • - Трудовые ресурсы и трудовые отношения;
  • - Финансовые подходы.

2) Основные подходы к конкуренции:

  • - Низкие затраты или низкие цены?
  • - Дифференциация (какого типа?)
  • - Концентрация внимания к конкретной рыночной нише?

3) Действия, которые следует предпринять в случае изменения условий в отрасли или любых других изменений во внешней окружающей среде.

4) Действия, направленные на обеспечение стабильной конкурентоспособности.

Этап 1 - Выделение отрасли промышленности, стратегической зоны хозяйствования, закрепление за ними СБЕ:

  • - позиционирование предприятия (СБЕ) по схеме: вид бизнеса – отрасль промышленности – покупатели (СЗХ);
  • - анализ и оценка по стратегически значимым характеристикам;
  • - определение СБЕ, их отраслевой принадлежности и стратегической зоны хозяйствования.

Этап 2 - Анализ и оценка факторов, определяющих стратегию бизнеса (бизнес-диагностика):

  • - социально-политические, правовые и гражданские факторы;
  • - привлекательность отрасли и условия конкуренции;
  • - рыночные возможности и угрозы;
  • - внутренние сильные и слабые стороны предприятия;
  • - внешние благоприятные возможности и угрозы;
  • - оценка конкурентоспособности;
  • - осознание стратегических проблем, с которыми сталкивается предприятие.

Этап 3 - Выбор и разработка стратегии:

  • - выделение отрасли и стратегических зон хозяйствования (рынков);
  • - выделение СБЕ;
  • - анализ и оценка факторов, определяющих стратегию;
  • - разработка и выбор вариантов стратегических решений.

Этап 4 - Реализация стратегии:

  • - разработка плана действий;
  • - мониторинг, внесение изменений.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.