Конспект лекции: Содержание понятий управления ВЭД и внешнеэкономическими связями



Управление ВЭД – род трудовой деятельности, обособившейся в результате разделения и специализации управленческого труда Основные функции – планирование, организация, распорядительство, координация, учет и контроль.

Понятие ВЭД в РФ появилось в 1987(86) г. в связи с необходимостью изменения системы управления и началом осуществления внешнеэкономических реформ. Суть их сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей (БЭС) к ВЭД на уровне предприятий. В результате в процессе проведения внешнеэкономических реформ сложилось два понятия: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность.

Внешнеэкономические связи - формы реализации межгосударственных отношений в части научно-технического, производственного и торгового сотрудничества и валютно-финансовых отношений.

Содержание ВЭС состоит в безусловном обеспечении экспортных поставок для федеральных государственных нужд и межгосударственных экономических, в том числе финансово-кредитных обязательств и межправительственных торговых соглашений России, достигнутых, как правило, в рамках международной специализации и кооперации.

Государственный заказ является директивным планом, включающим контрольные цифры на производство экспортной продукции за счет государственных средств.

Главная привлекательность госзаказа состоит в 100%й гарантии оплаты исполненного предприятием обязательства. Такая гарантия сбыта продукции позволяет размешать госзаказ на конкурентной основе, предъявлять жесткие требования к заданным параметрам по качеству, техническим характеристикам и срокам исполнения.

К госзаказам приближаются и заказы региональных органов власти, финансируемых за счет госбюджета.

ВЭД - совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера:

  • - производственно-хозяйственных – выбор стратегий ВЭД, производство экспортной продукции, производство связи с внутренними партнерами;
  • - организационно-экономических – выбор форм и методов работы на внешнем рынке, порядок выхода на внешний рынок, планирование ВЭД, организация рекламы;
  • - оперативно-коммерческих – организация внешнеторговых операций, организация вспомогательных внешнеторговых операций.

ВЭД, в отличие от ВЭС, осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объемов и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами.

ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью и экономикой, а также юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки.

Особое значение имеет принцип валютной самоокупаемости, которая обеспечивается за счет валютных поступлений от экспортных продаж на внешнем рынке. Сосредоточенные на текущем валютном счете, они образуют валютный фонд участника ВЭД.

Участник ВЭД, как любой хозяйственный субъект на российском рынке, может открыть валютный счет (мультивалютный или конверсионный) в любой иностранной валюте или сразу в нескольких валютах.

В момент открытия валютного счета потенциальным участником ВЭД ему открываются сразу два вида счета: транзитный и текущий, которые ведутся параллельно. Валютная выручка, поступающая от экспорта товаров (работ, услуг), зачисляется сначала на транзитный счет, а затем, после обязательной продажи на внутреннем валютном рынке, остаток ее перечисляется на текущий валютный счет участника ВЭД. Валюта же, полученная от операций на внутреннем валютном рынке, зачисляется непосредственно на текущий валютный счет.

Ответственность за результаты ВЭД лежит на самом предприятии не только в части экспортных поставок, но и импортных закупок для развития экспортного и импортозамещающего производства, технической реконструкции.

ВЭД и ВЭС не следует рассматривать как две раздельные сферы функционирования и государственного регулирования. Характер внешнеэкономической политики государства существенно определяет стратегию ВЭД отраслевых министерств, ведомств, отдельных предприятий и объединений.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.