Пути воспитания самоуважения подростков школ-интернатов


Гуманистическая ориентация современной педагогики предполагает научно-методические разработки проблем, связанных с формированием у молодого человека позитивного отношения к себе самому как социально значимой, всесторонне компетентной и высоко нравственной личности. Процесс воспитания самоуважения старших подростков интернатных учреждений пройдет успешнее, если будут реализованы следующие педагогические условия:

  • - Повышение уровня успеваемости учащихся школы-интерната;
  • - Создание в классных и школьном коллективах гуманной атмосферы защищенности, взаимопонимания и взаимоуважения;
  • - Предоставление учащимся превентивной и оперативной помощи в решении проблем со здоровьем и внутренним состоянием, успешной учебой, межличностной коммуникацией, с профессиональным и моральным самоопределением.

Такой подход дает возможность педагогам школы повышать уровень знаний своих воспитанников, способствует формированию их самоуважения и уверенности в себе.

Для общеобразовательной школы-интерната характерно широкое образовательное пространство. Понятие "образование" не идентично понятию обучения. Образование рассматривается нами в широком смысле, оно охватывает обучение, воспитание, развитие, всестороннюю компетентность. Развитие жизненных ориентиров учащихся школ-интернатов средствами образования делает образовательный процесс мотивированным. Мы помним, что обучение только тогда эффективно, когда оно сопровождается определенными внешними и внутренними мотивами. Внешние мотивы - это совокупность условий, обстоятельств, побуждающих к обучению, которые стимулируют его. Коллектив школы-интерната должен создать именно такие условия для своих воспитанников:

  • - Содержательно наполнены и эстетически оформлены кабинеты;
  • - В школе - прекрасная библиотека, с художественным и методическим обеспечением;
  • - Уроки проводят высокопрофессиональные преподаватели;
  • - Воспитатели объединяют воспитанников как надежных и трудолюбивых друзей.

Гораздо сложнее и весомее есть внутренние мотивы (стимулы) обучения. Это совокупность желаний, намерений, стремлений, побуждающих человека к обучению. Такие стимулы имеют индивидуальный, личностный характер и базируются не только на познавательном интересе, но и на осознании необходимости получения знаний, приобретение навыков, профессии в целом.

Формированию жизненных ориентиров способствует и воспитательный процесс, который является составной частью образования. Существуя в системе определенных социальных связей, доказывая необходимость и правомерность своих действий, идей, своего конкретного решения, индивид тем самым доказывает свою способность. Коллектив школы формирует у своих воспитанников устойчивую мотивацию к познанию, что позволит ребенку самостоятельно учиться всю жизнь и, не менее важно игровые автоматы на реальные деньги с выводом средств, самостоятельно осваивать те области знаний, которые ему конкретно могут потребоваться. Для названной цели активно используются методы развития познавательных интересов, а именно: создание ситуации новизны, успеха, учебной дискуссии, познавательные игры, построение уроков в форме диалогического взаимодействия. Вместе с тем учителя используют особый стиль оценивания: минимум негативных оценок, заинтересованное отношение к любому действию ребенка в познании, поощрение самостоятельности учащихся.

Наиболее важными формами досуга воспитанников школы-интерната, которые отвечают способностям, интересам, запросам детей, являются конкурсы, спортивные соревнования, различные игры и, безусловно, работа в кружках. Занятия в кружках и обеспечивают воспитанникам и желанный отдых, и одновременно воспитывают их и способствуют выявлению одаренности.

Одной из главных задач, которые решает педколлектив школы, является формирование у учащихся сознательного отношения к собственному здоровью, понимание его значения, что является одной из педагогических условий воспитания самоуважения. Ребенок только тогда не потеряется во взрослой жизни, сохранит гармонию в отношениях с миром, когда найдет ту сферу, к которой побуждают его природные задатки и предпочтения. Успех в результате достижений личности вызывает у нее чувство самоуважения. Поэтому учебное заведение направляет свою деятельность на реализацию педагогических условий формирования самоуважения у подростков.



22.08.2013