Конспект лекции: Сущность, объекты и субъекты рынка



Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь (в период развития первобытного общества, когда обмен осуществлялся в определенном месте и в определенное время). С развитием ремесла и городов торговля расширяется, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших дней как одно из его значений.

По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие приобретает все более сложное толкование, которое находит отражение и в современной экономической литературе: под термином "рынок" следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны и цены легко и быстро выравниваются. В таком определении рынка сохраняется его пространственная характеристика.

С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, формируется сфера обращения. Возникает новое понимание рынка, как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения), рынок - это не сфера товарного обмена, а сфера обращения, включающая не только товарное обращение (товарно-денежный обмен), но и денежное обращение, в том числе современный рынок ценных бумаг.

Рынок – это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие продавцов и покупателей. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных отношений и финансово-кредитной системы. Субъектами рынка являются домашние хозяйства, фирмы и государство, которые вступили в экономические отношения по поводу владения, использования, купли и продажи объектов рынка: товары и услуги, факторы производства, субсидии, социальные выплаты и т.п.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.