Конспект лекции: Оптимум фирмы в долгосрочном периоде. Эффект масштаба



Фирма не может долго сохранять свой объем производства на одном уровне. Рыночные условия часто меняются и заставляют фирмы соответствующим образом изменять объем выпуска. В долгосрочном периоде фирмы стремятся укрепить свои позиции на рынках, и для этого увеличивают масштабы производства. Это предполагает увеличение денежных ресурсов, направляемых на приобретение факторов производства. При постоянных ценах труда и капитала, увеличение расходов на приобретение ресурсов приведет к параллельному перемещению изокосты вправо и вверх. Каждому новому объему выпуска будут соответствовать свои изокванты, изокосты и точки равновесия. Соединив эти точки оптимума фирмы в краткосрочных периодах, получим линию (траекторию) развития фирмы, которая показывает наиболее эффективные по издержкам комбинации ресурсов, которые может использовать фирма по мере увеличения объема производства в долгосрочно плане.

В долгосрочном периоде производственные мощности фирмы могут возрастать, что порождает эффект масштаба (отдачу от масштаба производства). Увеличение отдачи от масштаба не может длиться бесконечно. Фактором, вызывающим снижение отдачи от масштаба является управляемость производства.

В долгосрочном периоде фирма ставит перед собой цель производить необходимое количество продукции с наименьшим уровнем издержек. Это означает организацию производства нужного размера (либо завода оптимального размера, либо организация производства на нескольких предприятиях оптимального размера).

В краткосрочном периоде кривая издержек для каждого из размеров завода имеет вид SRAC1, SRAC2, SRAC3. Построив касательную к кривым краткосрочных средних издержек, получим кривую долгосрочных средних издержек (LRAC).

Каждая точка кривой LRAC характеризуется наименьшими достижениями издержками на единицу продукции при данном объеме производства, когда фирма имеет время, чтобы изменить любой ресурс или все ресурсы сразу.

До объема выпуска Q1 эффект масштаба положительный. В интервале Q1 - Q2 эффект масштаба нейтральный. При объеме выпуска более Q2 эффект масштаба отрицательный.

Если фирме выгоднее иметь сеть заводов вместо одного гигантского, то и в этом случае она должна ориентироваться на нейтральный эффект масштаба.


Туры в доломитовые альпы валь - горящие туры в валь ди фьемме tui.ru.


Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.