Конспект лекции: Чистая монополия



Противоположностью чистой конкуренции является чистая монополия - это рыночная ситуация, когда единственный продавец продает стандартизированный продукт не имеющий близких заменителей большому количеству покупателей.

Признаки:

  • - один продавец и множество покупателей,
  • - продукт отрасли уникален, отсутствует необходимость затрат на рекламу,
  • - вступление в отрасль заблокировано экономическими, техническими, юридическими и др. барьерами,
  • - монополист обладает рыночной властью: определяет рыночную цену, объем предложения и спроса.

Виды монополий: естественная; монополия, основанная на обладании патентами; монополия, основанная на обладании источниками сырья; монополия, основанная на обладании государственной лицензией; монополия, основанная на нечестной конкуренции.

Естественная монополия: если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, конкуренция экономически неэффективна или вообще невозможна. Высокие поступления и низкие предельные затраты отличают естественные монополии. Формирование цены на производимый продукт или услугу на основании равенства предельных издержек и цены будет для таких компаний убыточным.

Чтобы естественная монополия произвела необходимый для общества объем продукции при приемлемых ценах, деятельность регулируется специальными государственными органами власти, либо управляется непосредственно государством.

Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя объем выпуска товара. Необходимой предпосылкой является отрицательный наклон кривой спроса на продукцию фирмы. Поскольку монополист сам определяет рыночную цену, он должен строить свою рыночную стратегию с учетом спроса на производимую им продукцию, зависящего, в свою очередь, от установленной цены. Условия достижения максимальной прибыли для монополиста те же, МС=MR.

Максимизирующий прибыль объем производства Qm соответствует цене Рm. Фирма может увеличить объем продаж только назначая более низкую цену за единицу своей продукции. Следовательно, предельный доход от реализации дополнительной единицы продукции меньше, чем ее цена. С увеличением объема выпуска этот разрыв увеличивается. Максимизируя доход, фирма-монополист будет производить меньше продукции и продавать его по более высокой цене, нежели совершенный конкурент. В этом заключается главное различие между конкурентной фирмой и фирмой-монополистом. Если для конкурентной фирмы Р=МС, то для фирмы с монопольной властью Р>МС, что дает ей возможность получать монопольную прибыль. Монополист может постоянно получать значительные экономические прибыли.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.