Конспект лекции: Теория сравнительных преимуществ и её практическое значение



Рассмотрим теорию сравнительных преимуществ на условном примере, для упрощения введём ряд ограничений, которые не повлияют на выводы из этой теории:

  • 1. Мировая экономика состоит из 2-х стран: Россия и Германия.
  • 2. Обе страны могут производить только 2 товара: авто и пшеницу.
  • 3. Издержки замещения этих товаров являются постоянными.
  • 4. Не принимаются во внимание транспортные расходы.
  • 5. Государство не вводит никаких ограничений на внешнюю торговлю.

С помощью данных предпосылок имеем простейшую модель, позволяющую определить возможности и результаты внешней торговли.

Предположим, что Россия, используя все свои ресурсы, может производить 60 ед. авто или 60 ед. пшеницы. А Германия 40 ед. авто или 20 ед. пшеницы. Мы можем построить кривую производственных возможностей каждой из стран.

В условиях закрытой экономики каждая страна будет производить оба товара, т.е. ситуация самообеспечения (А и В). За 1 пшеницу > чем 1 авто.

Россия в условиях внешней торговли и специализации будет производить только пшеницу 60 ед., а Германия только 40 ед. авто. Россия, произведя 60 ед. оставит себе 40, а 20 пшеницы поменяет на 30А из Германии. Германия произведя 40А, 10 оставит себе, а 30А поменяет на 20 ед. пшеницы.

Сравним полученные результаты с условием самообеспечения: Россия имела 24А, теперь имеет 30А. Германия имела 8А, теперь 10А, имела 16П, теперь 20П. Мировое хозяйство имело 32А и 52П, теперь 40А и 60П. Все и всем выгодно.

Значение: Не смотря на упрощенность модели и невозможность на первый взгляд использовать её для анализа конкретных ситуаций, теория сравнительных преимуществ имеет практическое значение, т.к. позволяет строить внешнеторговую политику на научном фундаменте.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.