Конспект лекции: Дополнительные критерии подведомственности



К дополнительным критериям относятся такие критерии, которые применяются преимущественно при разграничении компетенции между судебными и несудебными органами, и лишь по отдельным категориям дел. К ним относятся:

  • 1. Спорность или бесспорность права, бесспорное право подлежит государственной регистрации ОИВ, в некоторых случаях удостоверяется в нотариальном порядке, в то время как спор о праве подлежит разрешению АС.
  • 2. Соглашение сторон разграничивает компетенцию по делам, возникающих из гражданских правоотношений, в основном между арбитражными и третейскими судами по ч.6 ст.4. Передача дела в третейский суд возможна лишь до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, если иное не установлено ФЗ.

До принятия процессуальных кодексов в 2002г. (ГПК и АПК) в теории выделялся ещё один дополнительный критерий подведомственности – характер оспариваемого правового акта. Ранее оспаривание НПА осуществлялось в судах общей юрисдикции, а ненормативные ПА могли оспариваться и в общих, и в арбитражных судах в зависимости от характера акта. Теперь же законодатель ввёл такую категорию дел как оспаривание НПА в арбитражный процесс и закрепил это в отдельной статье.

В настоящее время по делам об оспаривании НПА действует следующее правило определения подведомственности: п.1 ст.29 и ч.3 ст.191 АПК – дело об оспаривании НА подлежит рассмотрению АС, если оспаривание такого акта отнесено к компетенции АС ФЗ. Если прямого указания в законе нет, дело подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, независимо от того, затрагиваются ли данным НА права и интересы субъектов в сфере предпринимательской деятельности. По данной категории дел в настоящее время необходимо учитывать ряд ФЗ и специальное информационное письмо Президиума ВАС от 13.08.2004г. №80. Такое указание содержит ч.2 ст.138 НК РФ, где указано, что НА налоговых органов, затрагивающие права организаций и предпринимателей оспариваются в АС; ФЗ о регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию от 14.07.1995г. №41-ФЗ ст.7.1; ФЗ о специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара от 8.12.2003г. №165-ФЗ. ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления от 6.10.2003г. №131-ФЗ, ст.78. ФЗ о защите конкуренции от 26.07.1006г. пп.6 п.1 ст.23. Таможенный кодекс.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.