Конспект лекции: Круг административных дел, подведомственных конституционным судам
На первый взгляд конституционный суд (КС) не выступает органом административной юстиции, а является судебным органом конституционного контроля. Предусмотрено ст.1 ФКЗ о КС. Вместе с тем в числе его полномочий (ст.3 упомянутого закона) можно выделить и рассмотрение дел, имеющих административно-правовой характер.
1. Дела по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. В соответствии с ч.4 ст.125 Конституции, КС по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Согласно ч.1 ст.96 ФКЗ «О КС». Правом на обращение в суд граждане обладают только в том случае, если:
- 1. Оспариваемый закон затрагивает не какие-либо права вообще, а основные права и свободы, предусмотренные Конституцией. Речь должна идти только в отношении закона, а не какого-либо иного нормативного подзаконного акта. Нарушающая права норма должна быть применена в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. В соответствии с положением о КС устанавливаются пределы проверки соответствия обжалуемого закона или его норм конституции. Объем проверки связан не только с оценкой содержания законодательных норм, но и может касаться формы закона, порядка его принятия, подписания, опубликования.
2. Дела по спорам о компетенции в системе органов исполнительной власти. Например, по вертикали между однородными федеральными и региональными органами. Во многом эти споры гасятся согласительными процедурами. В соответствии с ч.1 ст. выступает арбитром Президент РФ. Однако если согласие не достигнуто, то президент вправе передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. В соответствии с Конституцией Президент вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов в случае противоречия этих актов Конституции до решения этого вопроса соответствующим КС. Выделяют несколько видов споров о компетенции:
- 1. Споры о признании компетенции, в которых орган оспаривает принятие другим органом государственной власти нормативного или индивидуального акта, либо совершение действия правового характера входит в компетенцию данного органа.
- 2. Споры об отрицании компетенции, в которых ходатайствующий орган считает, что спорные полномочия должны осуществляться другими органами государственной власти или совершение действий правового характера.
- 3. Споры о присвоение компетенции, в которых ходатайствующий орган считает, что другой орган государственной власти присваивает полномочия ему не принадлежащие.
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.