Конспект лекции: Органы, представляющие в процессе государственный интерес



Согласно ст.23.1 КоАП термином суд обозначается единоличный судья, действующий в рамках своей компетенции и неважно какого суда. Особая роль суда в системе правоохранительных органов определяется исключительностью судебной властью, отсюда вытекает ряд существенных особенностей в процессуальном положении суда. Они касаются места судебного разбирательства в системе стадий процесса и действия ряда принципов процесса. Судебное рассмотрение дела является центральной стадией производства по делу об административном правонарушении. Если предшествующие стадии призваны создать необходимые предпосылки для судебного разбирательства, то только в суде дело разрешается по существу.

Из принципов следует назвать, прежде всего, презумпцию невиновности – лицо считается невиновным в совершении административного правонарушения и к нему не могут быть применены меры административного законодательства до разрешения этого вопроса в установленном законом порядке. С учетом этого, версия должностного лица, составившего протокол об имевшем место административном правонарушении, не выражает собой мнения государства, пока не вынесено постановления суда, установившее факт совершения лицом административного правонарушения, виновность лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.

Далее необходимо назвать принципы независимости суда и состязательности процесса. Из этого вытекает не допустимость какого-либо давления на суд, запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельности по осуществлению правосудия. Единственная возможность повлиять на постановление – убедить суд в правильности позиции, стороны при этом обладают в процессе равными возможностями.

Процессуальные положения суда, уполномоченного на составление протокола об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении является одним из основных процессуальных документов, свидетельствующих о возбуждении производства по делу об административном правонарушении. Именно в данном документе фиксируется совершение соответствующего правонарушения. В соответствии с ч.1 ст.28.3 КоАП, протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Согласно ч.2 данной статьи определена компетенция более 90 должностных лиц различных органов государственной власти на составление протокола об административном правонарушении. Вместе с тем не все органы и должностные лица, наделенные правом на составление протокола, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях. Например, согласно ч.5 ст.28.3 КоАП, протоколы могут составлять члены избирательной комиссии, инспектора счетной палаты, капитаны морских и речных судов. В таком случае они передают составленный протокол органам и лицам, уполномоченным рассматривать конкретное дело. На лиц, составивших протокол возлагается обязанность отразить в нем все сведения, необходимые для разрешения дела в соответствии со ст.28.2 КоАП.

Процессуальное положение прокурора. Участие прокурора рассматривается, как одна из форм осуществления прокуратурой своих задач по надзору за верховенством закона, единством и укреплением законности. При этом в соответствии с п.4 ст.35 закона «О Прокуратуре», полномочия прокурора, участвующего в рассмотрении дела определяются процессуальным законодательством РФ. В КоАП Прокурору посвящена ст.25.11.

Предусматривается три формы участия прокурора в административном деле:

  • 1. Возбуждение производства об административном правонарушении - ст.28.4 -прокурор или его заместитель выносят мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Причем дела о правонарушениях, прямо указанных в нормах данной статьи возбуждаются именно прокурором по ст.5.7 КоАП - отказ в предоставлении отпуска в выборах. Прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП или законом субъекта РФ. Постановление прокурора должно соответствовать по своему содержанию протоколу об административных правонарушениях. При этом прокурор вправе требовать от руководителей и должностных лиц предоставления необходимых материалов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснения, освобождать своим постановлением лиц, подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.
  • 2. Участие в рассмотрении дел. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав и охраняемых интересов общества и государства. Следует заметить, что действующее законодательство весьма схематично обрисовывает полномочия прокурора при рассмотрении дела об административном правонарушении. Участвуя в рассмотрении дела, Прокурор вправе исследовать доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, а также совершать иные предусмотренные ФЗ действия.
  • 3. Принесение протеста на постановление по делу. Особенность в том, что прокурор вправе приносить протест на постановление независимо от участия в деле. Кроме того, в соответствии со ст.30.12, прокурор вправе приносить протест в порядке надзора на вступившие в законную силу постановления, а также решения по результатам рассмотрения жалоб и протеста.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.