Конспект лекции: Элементы и связи в оргстуктурах, понятие о нормах управляемости и уровнях управления



Организационная структура – состав и взаимосвязь элементов и звеньев аппарата управления предприятий, организаций и их структурных подразделений. Она регулирует разделение задач по отделениям и подразделениям; их компетентность в решении определенных проблем; общее взаимодействие этих элементов.

Элементы организационной структуры:

  • - Исполнитель,
  • - Группа (3-5 чел.),
  • - Бюро (5-11 чел.),
  • - Отдел (свыше 12 чел.),
  • - Управление.

Различают следующие связи между элементами оргструктуры:

  • - линейные (административное подчинение);
  • - функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);
  • - межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

Существуют показатели, характеризующие качество организационной структуры, наиболее важными из которых является норма управляемости и количество уровней управления.

Норма управляемости – количество подчиненных, приходящихся на одного руководителя.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.

Выделяют следующие уровни:

Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: полномочное управление и общее руководство.

Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение.

Низший уровень управления представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не руководителями).

В зависимости от количества уровней управления выделяют многоуровневые структуры и плоские (1-2 уровня, а далее исполнители).



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.