Конспект лекции: Элементы и связи в оргстуктурах, понятие о нормах управляемости и уровнях управления
Организационная структура – состав и взаимосвязь элементов и звеньев аппарата управления предприятий, организаций и их структурных подразделений. Она регулирует разделение задач по отделениям и подразделениям; их компетентность в решении определенных проблем; общее взаимодействие этих элементов.
Элементы организационной структуры:
- - Исполнитель,
- - Группа (3-5 чел.),
- - Бюро (5-11 чел.),
- - Отдел (свыше 12 чел.),
- - Управление.
Различают следующие связи между элементами оргструктуры:
- - линейные (административное подчинение);
- - функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);
- - межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).
Существуют показатели, характеризующие качество организационной структуры, наиболее важными из которых является норма управляемости и количество уровней управления.
Норма управляемости – количество подчиненных, приходящихся на одного руководителя.
Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.
Выделяют следующие уровни:
Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: полномочное управление и общее руководство.
Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение.
Низший уровень управления представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не руководителями).
В зависимости от количества уровней управления выделяют многоуровневые структуры и плоские (1-2 уровня, а далее исполнители).
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.