Конспект лекции: Классический эволюционизм в исследовании культуры



Эволюционистский этап в развитии представлений о культуре начался с середины XIX века. Исходным положением эволюционизма было убеждение, что прошлое человечества может быть восстановлено на основе изучения существующих примитивных обществ. Эта концепция опирается на идею, что человечество в своем развитии универсально, а значит, развивается по единым законам и этапам развития. Пропагандировалась однолинейность этого развития, как движения от простого к сложному. Сопоставительный анализ современных культур с первобытными, благодаря существованию пережитков, позволяет реконструировать процесс развития человека, общества и культуры.

Это направление развивалось многими исследователями в Европе и Америке. В Англии - Г. Спенсер, Джон Мак-Леннан, Эдвард Тейлор, Д. Фрезер, в Германии - Адольф Бастиан, Теодор Вайнц, в США - Л.Г. Морган. Этих ученых объединяет стремление создать общую науку о человеке и культуре.

 

Эдвард Тейлор

Основоположником эволюционного направления в социальной антропологии считается английский ученый Эдвард Тейлор. Его часто называют первым профессиональным антропологом. В 1865 г. книга «Исследования в области древней истории человечества», в которой сформулировал идеи эволюционизма. Мировую известность ему принесли труды «Первобытная культура» (1871), Антропология (1881), «О методе исследования развития учреждений». В 1886 г. он возглавил кафедру антропологии в Оксфорде, дважды избирался президентом антропологического института Великобритании и Ирландии.

Под влиянием биологического учения Ч. Дарвина, он исходит из единства законов развития человека, природы и культуры. Тейлор считал, что все явления культуры представляют такие же феномены, как животные и растения. Развитие культур он понимал по аналогии с развитием естественных явлений и биологических видов. Поэтому антрополог должен систематизировать культурные элементы по видам и выстроить их эволюционные ряды. (применить к культурной эволюции биологическую классификацию). На этом основании был убежден, что все народы и культуры развиваются универсально, в соответствии с едиными законами, проходя в своем развитии одинаковые стадии- дикость, варварство и цивилизация.

Образцом для Тейлора были естественные науки с их точной методологией. Потому в своих исследованиях он стремился применить естественнонаучный подход. Однако этот метод применительно к работам Тейлора страдал своей ограниченностью, поскольку не опирался на идею целостности культуры, а ее составные части (орудия труда, оружия, техники, обрядов, верований, ритуалов) исследовались вне связи с другими явлениями культуры.

В теории культуры Тейлор активно использует теорию социальных пережитков. Он считал, что в современных обществах особым образом сохраняются следы предыдущих стадий развития. Такие элементы он считал пережитками, живыми памятниками прошлого и на основе их анализа считал возможным реконструкцию культуры.

 

Герберт Спенсер

Близкие Тейлору взглядов придерживался Герберт Спенсер в своем труде «Основы социологии» (1896). В качестве основополагающего методологического принципа Спенсера выступает аналогия общества и организма. Он напрямую уподоблял общество живому организму. Любое общество имеет три системы органов:

  • - поддерживающая система (производство продуктов);
  • - распределительная система;
  • - регулятивная (подчинение элементов культуры единому целому).

Социальные институты - механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Их роль - превращение асоциального человека в социализованное существо, способное к совместным коллективным действиям.

Спенсер выделял три вида эволюционного развития: неорганический (круговорот воды в природе), органический (фотосинтез), надорганический. Развитие общества и культуры он связывал с надорганическими процессами. Зачаточные формы надорганического развития он видит у высших позвоночных, живущих стадами. Он выделял две группы факторов развития культур и обществ:

  • - внешние факторы - воздействие среды и соседних культур;
  • - внутренние факторы - физическая природа человека, разнообразие психических качеств.

Характеризуя внутренние факторы он считал, что члены первобытных обществ люди морально, физически и умственно отсталые.

Таким образом, английская антропология выступает как биологическое направление эволюционизма.

 

Л.Г. Морган

Основоположником американской традиции эволюционизма выступил Л.Г. Морган (1818-1881). Почти 40 лет он посвятил изучению индийских племен Америки, в 1840 г. организовал общество «Великий орден ирокезов» с целью пропаганды добрых чувств к краснокожему. 1851г. вышла в свет книга «Орден ирокезов». С этой датой связывают зарождение американской антропологической науки. В более систематизированном виде его взгляды представлены в книге «Древнее общество» (1877).

На основе изучения социальной организации ирокезов, Морган пришел к выводу, что основой первобытного общества выступала родовая община. Родовая организация стала тем социальным механизмом, благодаря которому общество получило возможность к сохранению и воспроизводству своей социальной структуры. Вся история человечества может быть разделена на два больших этапа:

  • - ранний период - организация социальная, основанная на родах и племенах;
  • - поздний период - организация политическая, основанная на собственности.

Вслед за Тейлором он предложил разделить развитие человечества на три этапа (дикость, варварство, цивилизация), в основу выделения которых положены технологические скачки в развитии культуры. Так изобретение гончарного круга рассматривался как переход от дикости к низшей ступени варварства, а выплавка железа, как переход от варварства к цивилизации.

Таким образом, эволюционизм в его английском и американском варианте базируется на следующих идеях:

  • 1. Существует единство в развитии человека. (биологическая природа). Этим объясняется единство в развитии культуры в любой части света.
  • 2. Развитие культуры является предопределенным, поскольку более поздние формы базируются на более ранних. Развитие культуры характеризуется наличием единых стадий и ступеней. Культурные различия народов обусловлены разными стадиями развития.
  • 3. Общественное развитие определяется законами эволюции, характерными для живой природы.
  • 4. Если все народы развиваются по единому пути и его вершиной является европейская цивилизация, то все народы должны прийти к ценностям европейской культуры.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.