Конспект лекции: Психологический подход к исследованию культуры



Психологический подход связан с теорией психоаналитического анализа Зигмунда Фрейда. «Тотем и табу» (1912), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Беспокойство в культуре» (1929), «Психология масс и анализ человеческого я» (1921). Теория культуры Фрейда выступает как психология культуры. Роль культуры в том, что она ограничивает антисоциальные влечения людей, предлагает отказ от удовлетворения желаний. Культура вместе с тем, должна создать особые механизмы для облегчения отказов от требований принципов удовольствия, а также сублимировать негативные эмоции, вызванные отказом от желаний.

 

Карл-Густав Юнг

В дальнейшем психоаналитическая концепция культуры найдет свое продолжение у Карла-Густава Юнга.

Юнг выработал свой метод исследования культур - аналитическую психологию, основанную на анализе архетипов, как проявлений коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное присуще всем людям, передается по наследству, выступает как основа индивидуальной психики и культурного многообразия. Архетипы – родовая память человечества, коллективный осадок исторического прошлого. В работе «Психология бессознательного» Юнг отмечает, что архетипы есть своего рода готовность реагировать на события определенным образом.

Единство и целостность этих взаимосвязанных архетипов обозначается с помощью понятия самость. Подлинной задачей культуры является определенное уравновешивание сознательных и бессознательных начал в психике человека.

 

Символическая школа

Дальнейшее развитие психологического метода находит свое развитие в символической школе. Особое значение для понимания символики внесли работы немецкого философа Э. Кассирера и американского антрополога Л. Уайта. Символическая антропология исходит из того, что все формы общественной деятельности пронизаны символикой. Молитвы, кресты, ритуалы, флаги, лозунги, митинги- обычные проявления символического взаимодействия. Символ выступает как особая форма знака, где идеальные конструкции человеческого сознания связываются с тем или иным объектом. (лиса –хитрость, лев- смелость, символ великодушия). Символ возникает как воплощение способности первобытного человека к символическому кодированию мира, к удвоению реальности. В результате этой особенности возникает духовная культура. Значит мир человеческой культуры становится продуктом символической деятельности людей.

Символические формы предлагают человеку альтернативные формы усвоения первичной реальности, предлагает разные видения мира. В итоге разные картины мира, даваемые с помощью различных форм, становятся практически равнозначными. Что же касается культуры, то она выступает как система символических форм. К этому утверждению Кассирера близки и мысли Уайта, для которого культура представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации. Способность к символизации выступает как структурообразующее начало культуры. В качестве символа может выступать любое действие или предмет, значение которого в той или иной мере связано с человеком.

В каждом символе неразрывно связаны форма и значение, это особая форма знака. Значение определяется культурной традицией. (святая вода, которая по составу не отличается от обычной). На действии символов на сознании человека основано символическое поведение. В этом контексте поведение как человека, так и народа неразрывно связано с культурной традицией.

 

Французский структурализм

Восприятие культуры как формы мышления и восприятия окружающего мира лежит в основу научной традиции французского структурализма. Одним из ярких его представителей является Клод Леви-Строс. Известность в антропологии принесли Леви-Стросу публикации по культуре и быту индейцев Бразилии, а также проведенный им анализ систем родства примитивных народов. Этим вопросам посвящены его сочинения «Структурная антропология» (1958), «Печальные тропики» (1959), «Тотемизм сегодня» (1962). Для интерпретации культуры как структурного образования Леви-Строс задается вопросом о том, что представляет окружающего человека внешний мир, ибо понимание сути культуры невозможно, как выглядит окружающий мир в восприятии носителей разных культур. Культура кодирует окружающий мир, его явления и процессы с помощью символов. Мышление организует восприятие мира, культура с помощью системы символов его знаково оформляет. Исходя из стиля мышления можно различить первобытного и современного человека: мышление первобытного человека мистично, он непосредственно связан с природой, которая для него символическая реальность, современный человек рационален, его взаимодействие с природой символически опосредовано.

Общность культур в том, что люди всегда мыслят одинаково, различны лишь объекты их мышления. Используя в своем труде «Мифология» (1964) структурный анализ для сравнительного исследования мифов, он рассматривал миф как феномен языка. Если разбить мифологический текст на короткие предложения и разнести по карточкам, то можно обнаружить мифемы- общие сюжеты, мифологические представления, свойственные для разных систем.

Таким образом, для Леви-Строса мышление человека как психический процесс, составляющий содержание символов, составляет основу культуры. Функционирование и развитие культуры определяется взаимодействием внутренних и внешних символических стимулов культурной деятельности, установлением их иерархии, сравнении их с другими символическими формами.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.