Конспект лекции: Подведомственность гражданских дел



Подведомственность гражданских дел - институт ГПП, который позволяет разграничить компетенцию судов общей юрисдикции от компетенции иных юрисдикционных органов. Определить подведомственность - это значит ответить на вопрос, может ли суд общей юрисдикции рассматривать данное дело или это дело должно рассматриваться иным органом.

О подведомственности говорят в двух аспектах.

Во-первых, применительно к органу, который может рассматривать дело, так, выделяют подведомственность дел судам общей юрисдикции, арбитражную подведомственность, третейскую подведомственность, подведомственность дела административным органам и т.д.

Во-вторых, применительно к свойствам дела, можно говорить о подведомственности гражданских дел, административных дел, земельных, трудовых, семейных споров и проч.

В прежнее время наиболее актуальным вопросом подведомственности было разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. С 6 августа 2014 года в России начал действовать новый ВС РФ, он стал высшим органом как для судов общей юрисдикции, так и для арбитражных судов, то есть общие и арбитражные суды оказались отнесены к одному ведомству, следовательно, разграничение компетенции между ними - это уже вопрос не подведомственности, а подсудности. Но законодательные акты пока сохраняют прежнюю номенклатуру понятий.

Общий принцип подведомственности состоит в том, что любой спор о праве, любой юридический конфликт может быть отнесен к ведомству судебной власти. Конституция РФ гарантирует каждому право на судебную защиту, каких-либо изъятий в Конституции не содержится.

Для определения компетенции суда общей юрисдикции используются два критерия.

1. Характер спорного правоотношения. Суды общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства рассматривают любые не уголовные дела, возникающие из гражданских, трудовых, земельных, экологических, семейных и других правоотношений. Если дело возникает из предпринимательской или иной экономической деятельности, то с учетом субъектного состава оно подведомственно арбитражному суду. Судам общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства не подведомственны дела об административных правонарушениях, поскольку они разрешаются по правилам КоАП. Судам общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства также подведомственны дела, возникающие из публично-правовых отношений и дела особого производства.

2. Субъектный состав участников спора. Суды общей юрисдикции могут рассматривать дела с участием самого широкого круга субъектов: граждан, иностранцев, лиц без гражданства, ИП, юридических лиц, публично-правовых образований, международных организаций и т.д. Суд общей юрисдикции может рассматривать гражданское дело, если хотя бы на одной стороне спора в качестве истца, ответчика, соистца или соответчика, третьего лица с самостоятельными требованиями участвует физическое лицо. Если в качестве сторон спора участвуют только юридические лица и/или ИП, то такое дело, как правило, подведомственно арбитражному суду. В законе есть исключение из этого правила (специальная подведомственность). Это такие дела, которые независимо от субъектного состава всегда подлежат рассмотрению или судом общей юрисдикции, или арбитражным судом. Так, Мосгорсуд всегда по первой инстанции рассматривает дела о защите прав на фильмы, а арбитражным судам всегда подведомственны дела о банкротстве, корпоративные споры.

В гражданском процессе существует множество классификаций подведомственности. Осипов Ю.К. разделял подведомственность на:

1. Единичную подведомственность - дело может рассматриваться только судом общей юрисдикции, но не каким-то иным органом, например, дела о лишении родительских прав подведомственны только суду.

2. Множественная подведомственность - дело может рассматриваться несколькими органами, здесь выделяется также подведомственность:

  • - договорная - которую стороны установили своим соглашением, так, стороны могут установить, что их спор будет рассматриваться третейским судом;
  • - императивная - в этом случае дело подлежит рассмотрению несколькими юрисдикционными органами в определенной последовательности. По общему правилу, лицо может сразу обратиться в суд, минуя вышестоящие и другие административные органы. Это право вытекает из Конституции. Вместе с тем, в ряде случаев установлены обязательные процедуры обжалования, при которых лицо может обращаться в суд только после их прохождения. Так, например, решение о привлечении к налоговой ответственности сначала должно быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган (т.н. "налоговая апелляция") и только потом в суд. Разновидностью этой подведомственности является т.н. "условная подведомственность" - лицо может обратиться в суд после выполнения требования об обязательном досудебном претензионном порядке урегулирования спора. Это требование предусмотрено по ряду категорий дел: споры с перевозчиком, дела о расторжении и изменении договора, об оказании услуг связи и некоторые другие.
  • - альтернативная - лицо может по своему желанию обратиться в один из органов, например, решение органа власти лицо обжалует в вышестоящий орган или в суд. Альтернативная подведомственность может означать ситуации, когда одно и то же дело подлежит рассмотрению несколькими органами. Так, например, взыскание вексельной суммы возможно двумя способами - в суде общей юрисдикции в порядке приказного производства и в арбитражном суде в порядке искового производства.

Сложность гражданских дел и противоречивость законодательства иногда приводят к такому явлению, как коллизия подведомственности. Это может означать, что дело одновременно признают подведомственным себе несколько органов либо ни один из органов не признает дело подведомственным себе. Закон не содержит развернутых правил преодоления коллизий подведомственности. В ГПК установлено, что если истец соединил два требования, одно из которых подведомственно суду общей юрисдикции, а другое - арбитражному суду, то судья должен выделить одно из требований в отдельное производство. Если этого сделать нельзя, то все дело должно рассматриваться в суде общей юрисдикции.

Если дело не подведомственно суду общей юрисдикции, то это может повлечь одно из двух последствий в зависимости от того, на каком этапе процесса это обнаружилось:

  • 1. В момент возбуждения дела. Суд отказывает в принятии искового заявления.
  • 2. Если на последующих этапах, то суд прекращает производство по делу.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.