Конспект лекции: Поле изучения общественного мнения в США



Единственной правительственной организацией, занимавшейся изучением общественного мнения, до 1940-х г. был отдел программных исследований в департаменте сельского хозяйства, которым руководил Р. Ликерт, известный своей методикой глубоких («интенсивных», «сфокусированных») интервью и использованием так называемых «открытых» вопросов. Во время Второй мировой войны в военном департаменте при отделе информации и образования был создан исследовательский филиал по изучению общественного мнения. Возглавил его профессор социологии, директор лаборатории социальных исследований Гарвардского университета С. Стауффер. За четыре года этот филиал провел сотни исследований в армии США, по результатам которых вышло несколько томов книги Стауффера «Американский солдат». Впоследствии Стауффер занимался изучением аудитории различных средств массовой информации. В эти же годы исследования гражданского населения проводились ведомством Э. Уилсона в одном из правительственных учреждений. В 1948 г. Уилсон стал президентом компании «Международные исследования» (IMKA) и использовал возможности этой организации для международных опросов.

Престижу Института Гэллапа немало способствовали результаты опроса ОМ о вероятном исходе президентских выборов 1936 г. Конкурировали четыре организации: журнал «The Literary Digest», Американский институт общественного мнения Гэллапа, «The Fortun? Survey» (Э. Роупер) и «Опрос Арчибальда Кроссли».

Массив опрошенных у А. Кроссли составил 30 тыс. (семейные интервью). Число респондентов Дж. Гэллапа в серии предвыборных зондажей колебалось от 25 тыс. до 40 тыс. (ответы были собраны по почте и в ходе интервью). Э. Роупер ограничился выборкой в 4,5 тыс. человек (опрошенных небольшой группой квалифицированных интервьюеров).

С наибольшей точностью предсказал результаты выборов именно Э. Роупер. По его подсчетам, Ф. Рузвельт должен был прийти к победе с 59,4 % голосов при 60,7 % реальных (Дж. Гэллап и А. Кроссли прогнозировали победу Ф. Рузвельта с результатом 53,8%).

Этот пример говорит, что дело в конце концов не столько в количестве, сколько в качестве. В отличие от выборки журнала «The Literary Digest» выборка Дж. Гэллапа, Э. Роупера и А. Кроссли учитывала данные национальной переписи: доли городских и сель¬ских жителей, распределение населения США по географическим районам, экономическому статусу, полу и возрасту.

В числе ведущих частных фирм в США была фирма Э. Роупера. Он начинал в области исследований рыночного спроса, был в числе пионеров в исследованиях ОМ. Заслуги в разработке техники опросов (выборка, шкалы отношений). Книга-сборник Э.Роупера: «Вы и ваши лидеры. Их акции, ваши реакции» о деятельности девяти политических лидеров США, игравших в это время определяющую роль на политической арене США (Ф.Рузвельт, Г.Трумэн, X. Маккарти и др.), в оценке общественного мнения. Определялась динамика общественных симпатий и антипатий к своим лидерам на главных стадиях их политической карьеры: участие в выборах, победа или поражение, деятельность в качестве президента или сенатора, их внутриполитическая и внешнеполитическая платформа и т. д.

Из послевоенных крупных событий, ставших предметом опроса населения США центром Э. Роупера — решение конгресса об избирательных правах белого и негритянского населения, отправка войск в Корею, коррупция в администрации Трумэна.

Крупной фигурой среди ученых здесь единодушно признавался X. Кэнтрил. Круг его научных интересов необычайно широк — вся область социальной психологии. Ему принадлежит (в соавторстве с Г. Оллпортом) солидное исследование «Психология радио», изданное в 1935 г. Влияние радио на массы стало основной темой исследования X. Кэнтрилом такого социального явления, как паника. С 1955 г. X. Кэнтрил возглавляет совет Института международных социальных исследований при Принстонском университете, осуществляющего исследования в 21 стране. В своих декларациях он подчеркивает важность изучения общественного мнения для принятия правительственных решений. В анонсе очередной книги X. Кэнтрила об исследованиях в области политики: «Если бы правительством были сделаны надлежащие выводы из информации, которую содержали опросы Института международных социальных исследований, США избежали бы катастрофы 1960 г. на Кубе»

Из частных центров, возникших сравнительно недавно, заслуживает особого внимания фирма Л. Харриса, журналиста (сотрудничал с фирмой Э. Роупера), имевшего эконо¬мическое образование, В 1956 г. основал собственную фирму, специализирующуюся на исследованиях общественного мнения и изучении рыночной конъюнктуры. По числу представлений результатов зондажей общественного мнения на страницах «Public Opinion Quarterly» фирма Л. Харриса на сегодняшний день — одна из наиболее часто упоминаемых. Значительное место занимают социологические исследования во время избирательных кампаний, их результатами пользовался президент Дж. Кеннеди. В разгар «уотергейтского дела» в 1973 г. по контракту с подкомитетом сенатской комиссии по межправительственным отношениям фирма провела опрос общественного мнения, чтобы выяснить отношения населения к федеральным, местным властям и властям штатов. Это был первый случай, когда орган законодательной власти обратился к такого рода услугам. Причиной было то, что общество осознало неспособность власти к решению проблем на фоне изменений в социуме.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.