Конспект лекции: Методика исследования общественного мнения
Общественное мнение - это некое понятие, регулирующее отношения между людьми, формулирующее общественные представления о должном и недолжном. Прототипом понятия общественного мнения считается понятие здравого смысла.
Существует три основных класса методов сбора социологической информации:
- 1. Прямое наблюдение.
- 2. Анализ документов.
- 3. Опросы, которые делятся на два подкласса: интервью и анкетный опрос.
Под наблюдением в социологии подразумевается прямая регистрация событий очевидцем. Наблюдение бывает простым и научным.
Наблюдение классифицируется:
- 1. По степени формализованности выделяют неконтролируемое (или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное). В неконтролируемом наблюдении пользуются принципиальным планом, а при контролируемом - регистрируют события по детально разработанной процедуре.
- 2. Различают соучаствующее (или включенное) и простое (невключенное) наблюдения. Во время включенного наблюдения исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы “изнутри". В невключенном (простом) наблюдении исследователь наблюдает “со стороны", не вмешиваясь в события.
В обоих случаях наблюдение может производиться открыто или инкогнито.
Процедура любого наблюдения складывается из ответа на вопросы: “Что наблюдать?”, “Как наблюдать?” и “Как вести записи?”.
Документальные источники. По источнику информации документы делятся на первичные и вторичные. К первичным относится прямое наблюдение. Ко вторичным - обработка данных прямого наблюдения, обобщение или описание на основе первичных источников. Оценка метода документального анализа: документы нередко выступают в роли главного источника информации, дополненной опросом или прямым наблюдением.
Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Опрос - универсальный метод, позволяет получить не менее надежную информацию, чем при исследовании документов или наблюдении. Причем эта информация может быть о чем угодно. Даже о том, что нельзя увидеть или прочитать.
Разновидности опросов: интервью и анкетирование.
Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом.
Опрос по анкете. Этот метод предполагает фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.