Конспект лекции: Ответы на вопрос как альтернатива порождения индивидуального мнения
Именно текст анкеты (в частности, вопросник) составляет содержания разговора интервьюера и опрашиваемого. При различной фразировке мы имеем дело с разным общественным мнением.
Пример. Рейган, 1985: "недавно был проведен опрос наших людей, мы спросили их, как они относятся к звездным войнам, только 50% одобрили эту идею. Когда же мы переформировали вопрос - "как вы относитесь к созданию стратегического оборонительного щита?" - положительно ответили свыше 90% опрошенных.
В связи с этим встает вопрос о правильности формулирования вопроса, а также о том, чтобы сопровождать результаты опроса цитировать слово в слово вопрос, который был задан опрашиваемым. Кроме того, сообщать заказчика опроса, характер выборки, время опроса, способ интервьюирования (лично, по почте, по телефону), использованные контрольные методы, величины, принимаемые за 100%, ошибки выборки, статистический уровень надежности, оговорки относительно выводов.
Важна не только формулировка вопроса, но и его расположение в анкете. Сама последовательность подсказок может привести к тенденциозности вопроса.
Пример. Выявленная американским социологом Пэйном закономерность: из предложенных альтернатив, реципиенты выбрали те, что возглавляли список.
Снизить тенденциозность можно за счет: расположение вопросов не в логической последовательности, не по мере убывания в ответах социальной желательности, а в случайном и разном порядке.
В формулировку вопроса должны быть внесены все имеющиеся альтернативы.
Вопросы разделяются на устойчивые и неустойчивые (чувствительны к изменениям в формулировках). Перестраивание устойчивого вопроса не меняет процентного соотношения в ответах на него. При ответах на два варианта неустойчивого вопрос видна значительная разница в результатах опроса.
Исследование этого явления привело к парадоксальному выводу: мнения менее оформлены в устойчивых вопросах, чем в неустойчивых.
Соотношение сложных слов в устойчивых и неустойчивых вопросах: в неустойчивых вопросах больше. Они не только длиннее других, но и сложнее грамматически.
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.