Конспект лекции: Полифония голосов в духовной жизни человечества – явление Нового времени



Новый период истории – появление человека, который осознает себя, как индивидуальная социальная особь. Характеристики этого человека:

  • - свободный экономически (благодаря капитализму);
  • - владелец товара: рабочих рук, профессии (необходимого для массового производства);
  • - свободный политически (благодаря капиталистическому строю) – возможность выбора социально-политического сценария развития общества;
  • - возможность социальной мобильности (а также экономической, политической, религиозной – отсюда мобильность вкусов, потребностей, интересов, ценностей на протяжении жизни одного индивида).

Раньше у человека всё было запрограммировано - образ жизни, поведение, ступень социальной лестницы, мнение. Если он был сыном мясника, то скорей всего, он был и внуком мясника - сознание, ориентированное на прошлое.

С разделением труда, увеличением рынка и циркулирующей информации, у человека появился выбор - образование, профессия, место жительства, даже религиозной конфессии (благодаря реформации). Капитализм завершил этот процесс. Сознание, ориентированное на практику.

Итог: реальность изменилась – изменилось миросозерцание.

Дюркгейм об эрозии коллективного сознания: чем меньше общество – тем больше коллективного, чем больше становится общество – тем индивидуальнее сознание. С расширением общества идет процесс «выламывания» индивидуализированного сознания из коллективного. Именно в этот период возникает полифония голосов в духовной жизни человечества.

Две теории (противоположные), объясняющие зависимость между экономическими отношениями в обществе и формами общественного сознания:

  • 1. Экономический материализм (первое определяет второе).
  • 2. Марксистская теория не отрицает возможности влияния второго на первое.

В это время (начало технологических революций в XVII в.) западная цивилизации пережила процесс урбанизации – изменение пространственно-временной структуры общества в направлении концентрации и ускорения, изменение в типе культуры и социальной коммуникации (определение известного социолога Баранова).

Город означал: людей с разной психикой и разных психологических типов; людей разных профессий, средств производства, рабочих мест, потребностей, мест проживания. Итог: у индивида появилось много социальных ролей и новых социальных связей, он начал рефлексировать (сравнивать себя с другими) и находить свое место в обществе. (интересный факт из области лингвистики - Л.Смит пишет: в это же время появилась приставка «само-»).

Социальная эмансипация художников - они стали изображать себя персонажами своих картин.

Протестантизм, который превратил повседневное дело мирянина в его призвание (а раньше чтобы угодить богу надо было осуществлять монашескую аскезу).

Как происходит процесс формирования личности:

  • 1. Будучи ребенком – формирование индивидуального мнения человека будет формировать опыт других.

  • 2. По мере вхождения в общество человек испытывает на себе влияние массовых коммуникаций.
  • 3. Итог – личность, у которой комплексное восприятие мира, замешанное на здравом смысле и религиозных предрассудках, моральных постулатах, прошлом опыте и т.д. и т.п.

К новому времени (конец 17-начало 18 века) – сложилась структура, в которую входили социальные субъекты, оформляющие свои права (социальные, экономические, политические, гражданские), власть, ангажируемая этими субъектами и некие каналы информации, с помощью которых взаимодействуют эти силы. Основной канал взаимодействия – пресса. Но есть еще партии, общественные организации, кружки, салоны, пабы, клубы.

Почему именно в новое время общество стало осознавать необходимость изучения того, что думают массы? Потому что от масс стало зависеть массовое производство и формирование демократических институтов власти. Так как производство стало массовым и товаров стало много, то возник новый вопрос уже не как произвести, а как продать.

Интересы собственников рабочих рук и работающих по найму породили партийную деятельность. Возникло объективное противоречие между узостью социальных интересов отдельных социальных групп и зависимостью решения их проблем от массы людей в рамках всех национальных границ, т.е. от населения страны.

Социальные процессы в это время были лишь в той части социальными, в какой удавалось сделать их публичными, презентованными обществу (сами социальные революции были формой их актуализации).

Система выборов сделала население активным социальным субъектом.

Сама политическая система, массмедиа и общественное мнение – должны были адаптировать население к социальным, политическим, культурным изменениям.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.