Конспект лекции: Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ
Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами является одним из принципов федерализма и означает разделение круга вопросов, которые решает государство (круга государственных функций), на вопросы, по которым решения правомочна принимать Федерация, и вопросы, по которым решения правомочны принимать субъекты Федерации. Конституция РФ устанавливает предметы исключительного ведения РФ (ст. 71), предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72). Статья 73 Конституции РФ закрепляет, что вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
К исключительному ведению РФ относится:
1) В области государственного строительства:
- - принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов;
- - федеративное устройство и территория РФ;
- - регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
- - гражданство в РФ;
- - регулирование и защита прав национальных меньшинств;
- - установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
- - формирование федеральных органов государственной власти;
- - судоустройство, прокуратура;
- - уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство;
- - амнистия и помилование;
- - гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;
- - правовое регулирование интеллектуальной собственности;
- - федеральное коллизионное право;
- - установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития РФ;
- - федеральная государственная служба;
- - государственные награды и почетные звания РФ;
2) В экономической, социальной, культурной областях
- :
- - федеральная государственная собственность и управление ею;
- - установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического, экологического, социального, культурного развития РФ;
- - установление правовых основ единого рынка;
- - финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;
- - федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
- - федеральный бюджет;
- - федеральные налоги и сборы;
- - федеральные фонды регионального развития;
- - федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
- - федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь;
- - деятельность в космосе;
- - метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;
- - геодезия и картография;
- - наименования географических объектов;
- - официальный статистический и бухгалтерский учет;
3) В области внешних функций государства, обеспечения государственного суверенитета:
- - внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ;
- - вопросы войны и мира;
- - внешнеэкономические отношения РФ;
- - оборона и безопасность;
- - оборонное производство;
- - определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.
По предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории РФ.
В совместном ведении РФ и субъектов РФ находиться:
1) В области государственного строительства:
- - обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и ФЗ;
- - защита прав и свобод человека и гражданина;
- - защита прав национальных меньшинств;
- - установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- - обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
- - режим пограничных зон;
- - административное, административно-процессуальное законодательство;
- - кадры судебных и правоохранительных органов;
- - адвокатура, нотариат;
- - координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ;
2) В экономической, социальной, культурной областях:
- - вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами;
- - разграничение государственной собственности; - природопользование, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории;
- - охрана памятников истории и культуры;
- - общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
- - координация вопросов здравоохранения;
- - защита семьи, материнства, отцовства и детства;
- - социальная зашита, включая социальное обеспечение;
- - осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
- - установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;
- - трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить ФЗ, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона действует закон субъекта РФ (на соответствующей территории). Порядок принятия ФЗ по предметам совместного ведения, устанавливается ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос.власти субъектов РФ». В соответствии с данным законом по вопросам, отнесенным Конституцией к предметам совместного ведения, издаются:
- 1) ФЗ, определяющие основы (основные принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
- 2) ФЗ, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.
Закон также определяет правовой режим договоров и соглашений. Договоры заключаются между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий. Соглашения заключаются между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.
Вне предметов ведения РФ, предметов совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ и совместного ведения, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.