Конспект лекции: Уровни развития логистических систем
Анализ промышленных компаний различных капиталистических стран позволил выявить в их рамках четыре последовательные стадии развития логистических систем по состоянию на конец 80-х — начало 90-х годов.
Для 1-й стадии развития логистики характерен ряд следующих моментов. Компании работают на основе выполнения смено-суточных плановых заданий, форма управления логистикой наименее совершенна. Область действий ЛС обычно охватывает организацию хранения готовой продукции, отправляемой с предприятия, и ее транспортировку. Система действует по принципу непосредственного реагирования на ежедневные колебания спроса и сбои в процессе распределения продукции. Работа ЛС на данной стадии ее развития в компании обычно оценивают величиной доли затрат на транспортировку и другие операции по распределению продукции в общей сумме выручки от продажи.
Для компаний, имеющих ЛС 2-го уровня развития, характерно управление потоком производимых предприятием товаров от последнего пункта производственной линии до конечного потребителя. Контроль ЛС распространяется на следующие функции: обслуживание заказчика, обработка заказов, хранение готовой продукции на предприятии, управление запасами готовой продукции, перспективное планирование работы ЛС. При выполнении этих задач используются компьютеры, однако соответствующие информационные системы не отличаются высокой сложностью. Работа ЛС оценивается исходя из сопоставления данных сметы расходов и реальных затрат. Однако стремление сократить затраты с целью уложиться в смету — не лучший ориентир в работе системы и при обслуживании заказчика.
Системы логистики 3-го уровня контролируют логистические операции от закупки сырья до обслуживания конечного потребителя продукции. К дополнительным функциям таких систем относятся: доставка сырья на предприятие, прогнозирование сбыта, производственное планирование, добыча или закупка сырья, управление запасами сырья или незавершенного производства, проектирование ЛС. Единственная сфера, которая контролируется менеджером по логистике, — это повседневное управление предприятием. Деятельность менеджера по логистике обычно осуществляется на основе годового плана. Работа системы оценивается сравнением со стандартом качества обслуживания. При этом компании стремятся повысить производительность системы, а не сократить затраты. Управление осуществляется на основании планирования упреждающих воздействий.
Число компаний, использующих ЛС 4-го уровня развития, пока еще невелико. Область действий логистических функций здесь в основном аналогична той, что характерна для ЛС 3-й стадии развития, но такие компании интегрируют процессы планирования и контроля операций логистики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов. Управление системой осуществляется на основе долговременного (>1-го года) планирования. Работа системы оценивается с учетом требований международных стандартов. Компании осуществляют свою деятельность на глобальном уровне, а не только на национальном или региональном. Они производят продукцию для мирового рынка и управляют частью мировых систем производства и распределения, предусматривая оптимизацию расходов и удовлетворение требований заказчиков.
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.