Конспект лекции: Стратегическая позиция предприятия в конкурентной среде
Факторы, влияющие на выбор стратегии предприятия:
Тщательный анализ внешних и внутренних ситуационных факторов является исходной точкой формирования стратегии.
Внешние факторы, влияющие на выбор стратегии предприятия (микро и макросреда):
- - Социальные, политические, правовые и гражданские факторы;
- - Привлекательность отрасли и условия конкуренции;
- - Рыночные возможности и угрозы.
Внутренние факторы (внутренняя среда):
- - Сильные и слабые стороны предприятия, его конкурентные возможности;
- - Общие ценности и культура компании.
Стратегическая позиция компании:
- - Взаимосвязь внутренних и внешних факторов, их влияние на стратегию;
- - Выявление и оценка альтернативных стратегий;
- - Формирование стратегии, адекватной внешним и внутренним факторам.
Под стратегической позицией предприятия понимается его конкурентное положение в отрасли и на рынке (микросреде).
Анализ и оценка стратегической позиции основывается на:
- - анализе отрасли и конкуренции;
- - анализе положения (исходного состояния) предприятия.
Положение предприятия относительно конкурентов можно классифицировать:
Явный лидер (им может быть только одно предприятие):
- - Может варьировать выбор стратегии без опасения за свое положение в будущем;
- - Может удерживать свое долговременное положение независимо от любых действий конкурентов;
- - Доля на рынке, по крайней мере, в два раза больше, чем у ближайшего конкурента.
Сильный:
- - Обладает достаточным потенциалом для проведения своей стратегии;
- - Имеет свободу выбора, но с оглядкой на ближайших конкурентов;
- - Имеет все шансы на уверенное положение в будущем.
Средний:
- - Имеет достаточно сил для проведения определенных стратегических инициатив;
- - Имеет неплохие шансы на укрепление положения в будущем.
Обороняющийся:
- - Результат деятельности достаточен для продолжения присутствия на рынке;
- - Существует только благодаря терпимости (добровольной или вынужденной) более сильных конкурентов;
- - Имеет средние (или ниже средних) шансы удержать свое положение на рынке в будущем.
Слабый:
- - В краткосрочной перспективе может удержаться на рынке, но для долгосрочного присутствия нужна новая стратегия.
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.