Конспект лекции: Понятие и виды систематизации НПА



Систематизация НПА – деятельность заинтересованных субъектов по упорядочиванию и совершенствованию НПА путем их внешней и внутренней обработки с целью совершенствования системы законодательства и обеспечения доступа к правовой информации.

Виды систематизации законодательства:

  • 1) инкорпорация;
  • 2) консолидация;
  • 3) кодификация;
  • 4) учет.

1. Инкорпорация - вид систематизации законодательства, при котором НПА подвергается внешней обработке без изменения содержания и смысла правовых предписаний и располагаются в хронологическом, предметном, алфавитном порядке.

Признаки инкорпорации:

  • а) субъектами могут быть любые заинтересованные государственные органы, физические и юридические лица;
  • б) она может быть официальной (осуществляемой специальными уполномоченными органами, издавшими акт), официозной (осуществляемой специально уполномоченными на то государственными органами), неофициальной (осуществляемой любыми заинтересованными лицами);
  • в) в результате инкорпорации не изменяется смысл нормативных предписаний и содержание НПА;
  • г) из текста НПА изымаются отмененные разделы, главы, статьи, пункты, слова – либо излагаются в новой редакции, либо текст дополняется вновь принятыми главами и.т.д.;
  • д) НПА располагаются по алфавиту в зависимости от органа, их принявшего, в хронологическом, тематическом порядке и.т.д.;
  • е) результатом инкорпорации являются сборники законов, собрание законодательства, тематическая картотека, алфавитная картотека и т.д.,
  • ж) инкорпорация проводится систематически с целью своевременного учета изменений в законодательстве и облегчения доступа к правовой информации.

Свод законов – результат официальной инкорпорации всех действующих на момент издания НПА высших органов законодательной и исполнительной власти, являющийся источником официального опубликования.

2. Консолидация – способ систематизации, при котором несколько НПА, регулирующих аналогичные общественные отношения, объединяются в один акт без изменения содержания правовых предписаний, с целью преодоления множественности НПА и обеспечения единства правового регулирования.

Признаки консолидации:

  • а) субъектами консолидации могут быть только управомоченные на то государственные органы;
  • б) консолидация осуществляется указанными субъектами только в отношении принятых ими НПА;
  • в) содержание правовых предписаний объединяемых НПА не изменяется, исключается лишь дублирование норм;
  • г) объединенные в результате консолидации НПА утрачивают силу;
  • д) результатом консолидации является вновь принятый НПА, имеющий собственные реквизиты и относящийся к тому же виду НПА, что и объединенные в нем.

3. Кодификация – вид систематизации, при котором в результате переработки, изменения, дополнения ранее действовавших НПА управомоченными государственными органами принимается новый НПА, регулирующий определенный вид общественных отношений.

Признаки кодификации:

  • а) субъектами кодификации могут быть только управомоченные государственные органы;
  • б) кодификация – определенный вид правотворчества, осуществляется по правилам правотворческого процесса;
  • в) в результате кодификации изменяются правовые предписания, создаются новые нормы, регулирующие определенный вид общественных отношений;
  • г) результат кодификации – вновь принятый НПА, имеющий сводный характер, сложное строение, регулирующий общественные отношения в той или иной социальной сфере, занимающий главенствующие положение по отношению к НПА, регулирующим те же общественные отношения;
  • д) кодификация сопровождает правовые реформы. Принимаемые НПА рассчитаны на длительное применение.

4. Учет – сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих НПА, их обработка, расположение по определенной системе, хранение, выдача справок для заинтересованных органов, учреждений и лиц по их запросам.

Признаки учета:

  • а) субъекты – любые заинтересованные лица;
  • б) содержатся в форме, удобной для пользования НПА;
  • в) правовая постановка учета предполагает наличие специальной методики поиска НПА;
  • г) результат учета – информационный фонд, электронная система;
  • д) информационный фонд содержит в себе тексты действующих и утративших силу НПА;
  • е) информационный фонд содержит карточки-описания НПА с реквизитами.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.