Конспект лекции: Способы координации экономической деятельности



Способы координации экономической деятельности: рыночная, бюрократическая и традиционная.

Традиционная координация предполагает действие на основе традиций, предписанных как поступать в тех или иных случаях.

Бюрократическая основана на командах сверху. Иерархия – система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от центра к непосредственному исполнителю (производителю) – первобытная община, социализм. Основана на власти в лице руководителя фирмы или государственного органа.

В основе рыночной лежит экономическая свобода хозяйственных субъектов - спонтанный (стихийный порядок) – информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресурсов подсказывает, что, как и для кого производить, т.к. информация об имеющихся ресурсах, вкусах, предпочтениях потребителей рассеяна. Возникает естественным путем, в ходе развития человечества, характерна для рынка.

Выбор способов зависит от величины транзакционных издержек:

  • - поиска информации – контрагентов, наиболее выгодных условий;
  • - издержки заключения контракта - время и деньги;
  • - издержки измерения – качества, количества;
  • - издержки спецификации и защиты прав собственности – установление объекта и субъекта собственности, органов правопорядка и суда;
  • - издержки оппортунистического поведения – выявление и наказание нарушителя.

Внешние эффекты – воздействие сделки на третьи лица, не учтенное в договоре. Положительное – принципы дополнительной выгоды третьим лицам, отрицательное – принципы дополнительной издержки. Внешние эффекты нарушают эффективность работы рыночного механизма. Внешние эффекты возникают только в случае неопределенности прав собственности на ресурсы. При четком определении прав проблема решается путем добровольных переговоров о взаимовыгодной купле-продаже прав, которые достаются тому, кто распорядится ими наиболее эффективно.

Общие блага – блага, главной характеристикой которых является неисключаемость из потребления (невозможно отделить «плательщиков» от «неплательщиков», уже само создание, а не покупка общих благ, порождает положительные внешние эффекты) и неконкурентоспособность в потреблении (увеличение количества потребителей не уменьшает полезности этого блага для других и не требует дополнительных издержек).

Таким образом для производства общих благ в оптимальном количестве необходимо взимать плату со всех граждан страны, что под силу только государству через налогообложение и механизмы распределения (бюджет).


внешний hr бренд


Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.