Конспект лекции: Структура, инфраструктура и функции рынка



Структура рынка – внутреннее строение его отдельных элементов.

Классификация структуры:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

  • - рынок товаров и услуг,
  • - средств производства,
  • - труда,
  • - НТР,
  • - ценных бумаг.

2. По товарным группам:

  • - рынок товаров произвольного назначения,
  • - товаров народного потребления,
  • - продовольственных товаров,
  • - факторов производства.

3. По пространственному признаку:

  • - местные,
  • - республиканские,
  • - межреспубликанские,
  • - внутрирегиональные,
  • - межрегиональные,
  • - национальные,
  • - международные,
  • - мировой рынок.

4. По степени ограничения конкуренции:

  • - совершенно конкурентные,
  • - рынки несовершенной конкуренции.

5. По характеру продаж:

  • - оптовой торговли,
  • - розничной торговли,
  • - государственных закупок.

6. С точки зрения соответствия действительному законодательству:

  • - легальные,
  • - нелегальные.

Функции:

  • 1) Саморегулирования товарного производства (через куплю-продажу товаров и услуг) – при росте спроса объемы производства расширяются, при снижении – уменьшаются.
  • 2) Стимулирующая – побуждающая производителей к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получению большей прибыли за счет снижения издержек и внедрения нововведений.
  • 3) Учета затрат на производство продукции – путем сопоставления индивидуальных затрат труда со средними общественными, учитывается также и качество товаров.
  • 4) Регулирующая – рынок устанавливает основные пропорции в хозяйстве на макро- и микроуровне за счет расширения или сужения спроса и предложения.
  • 5) Демократизации хозяйственной жизни – с помощью рыночных рычагов происходит развитие эффективных процессов и разор-е неэффективных.

Инфраструктура – совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений. Включает:

  • - Товарные биржи, п/п оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы – обслуживают рынок товаров и услуг.
  • - Банки, страховые компании, фонды, фондовые биржи – рынки денежные, фондовые, инвестиций.
  • - Биржи труда – рынок труда.
  • - Информационные центры, юридические конторы, рекламные агентства, аудиторские и консалтинговые фирмы и т.д.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.