Конспект лекции: Потребительский выбор



Каждый потребитель будет так использовать доход, чтобы получить максимальную степень удовлетворения, руководствуясь аксиомами:

  • 1. Независимости выбора.
  • 2. Рациональности.
  • 3. Упорядоченности, означает, что потребитель может сравнить все наборы товаров и услуг, обладая для этого необходимой информацией, стоимость продукта игнорируется.
  • 4. Транзитивности - если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то потребитель также предпочитает набор А набору С.
  • 5. Ненасыщения. Потребители всегда предпочитают большее количество любого товара меньшему (стоимость не учитывается).

На выбор потребителя оказывают воздействие ряд эффектов, которые характерны для определенных групп потребителей и не соответствуют данным аксиомам:

  • 1. Эффект присоединения к большинству (стремление ряда людей приобрести товар, который покупают другие) - величина, на которую возрастет спрос на товары из-за того, что другие покупают этот же самый товар.
  • 2. Эффект сноба (стремление людей к исключительности) - величина, на которую спрос упадет из-за того, что другие уже потребляют данный товар.
  • 3. Эффект Веблена (демонстративное потребление). Показательное потребление - величина, на которую возрастет спрос, потому что товар имеет более высокую, а не более низкую цену.

Анализ поведения потребителя позволяет углубить анализ спроса, в основе которого лежит предельная полезность товара. Функцию полезности можно выразить в виде: Uxy = f(х,y), где Uxy- полезность набора благ, х, y - количество благ.

Для анализа потребительского поведения используется аппарат кривых безразличия.

Кривая безразличия характеризует набор из 2 благ, дающий одинаковую суммарную полезность при любом сочетании. Одна кривая безразличия отличается от другой, прежде всего, величиной суммарной полезности набора, так что, переходя от набора с меньшей полезностью к набору с большей полезностью, мы как бы восходим на холм, каждая линия (каждый уровень) которого дает возможность потреблять больше обоих благ, сохраняя свободу в выборе структуры набора.

Проекция этих кривых на горизонтальную плоскость дает нам карту безразличия.

Для увеличения потребления блага А (Δх) потребитель должен перейти от набора «а» к набору «б», пожертвовав некоторым количеством блага В (-Δу). Но возникает такая ситуация, когда потребитель не может пожертвовать даже единицей одного блага ради увеличения потребления другого. Тогда кривая трансформируется в прямую, т.е. потребителю необходимо минимальное количество того и другого блага (одежды и обуви).

Отрезок кривой, соединяющий точки «а» и «с» показывает зону безразличия, т.е. совокупность потребительских наборов, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей, при условии, что величина потребительских благ А и В больше 0. Комбинация благ, обладающая большей или меньшей полезностью, будет находиться выше или ниже данной кривой безразличия. U1, U2 отличаются от Uo тем, что представляют наборы, характеризующиеся большим количеством благ X и У.

Кривые безразличия обладают рядом свойств: отрицательный наклон, не пересекаются, различаются величиной суммарной полезности, выпуклы в сторону начала координат. Крутизна (выпуклость) кривой и ее наклон отражает величину предельной нормы замещения блага Y благом X. - (MRSxy) показывает отношение, в котором потребитель увеличивает потребление одного блага и уменьшает потребление другого: MRSxy=-ΔY/ΔX=MUx/MUy.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.