Конспект лекции: Рынок труда и заработная плата



Рынок труда - сфера взаимодействия продавцов и покупателей трудовых услуг. На нём происходит обмен труда на заработную плату. Спрос на труд предъявляют работодатели, каковыми могут выступать и частные фирмы, и государство. Предложение труда представлено на рынке труда наемными работниками.

В результате взаимодействия спроса и предложения формируется цена услуги труда - заработная плата, оплата наёмного работника за использование его труда как фактора производства. Номинальная заработная плата - сумма денег, полученная за выполненную работу. Реальная заработная плата - это сумма товаров и услуг, которые могут быть приобретены на деньги, полученные за выполненную работу.

Факторы, определяющие спрос на труд:

  • 1. Спрос на конечную продукцию: чем выше спрос на продукт, тем выше и спрос на труд.
  • 2. Взаимозаменяемость факторов производств: если цена на труд высока, то он будет замещаться более дешевыми факторами производства.
  • 3. Заработная плата: зависимость между объемом спроса на услуги труда и его ценой является обратной.
  • 4. Уровень квалификации работников - при прочих равных условиях предполагает более высокую предельную производительность, что может повести к замещению трудом менее доходных факторов производства.
  • 5. Предельная доходность труда: на конкурентном рынке объем спроса на труд будет увеличиваться до тех пор, пока предельный доход от использования фактора труда не будет равен издержкам, связанным с его покупкой (заработной платой), т.е. MRPL=w, где w – стоимость заработной платы, MRPL – предельная доходность труда.

Предложение услуг труда определяется следующими факторами:

  • 1. Величина реальной заработной платы: чем выше заработная плата, тем больше предложение труда.
  • 2. Время: рынку труда свойственны два эффекта: эффект замещения и эффект дохода. Эффект замещения означает вытеснение свободного времени временем труда. Но по мере роста заработной платы, уменьшается предельная полезность потребляемых благ и увеличивается ценность свободного времени, что делает его более привлекательным. Эффект дохода проявляется в падении предложения труда с ростом заработной платы. Таким образом, прямая зависимость между уровнем реальной заработной платы и объемом предложения услуг труда проявляется лишь в определенных пределах, после чего зависимость между ними меняется на противоположную.
  • 3. Стратегия нанимаемого: работник инвестирует время и деньги в повышение собственных производственных возможностей путем получения образования, платит за образование и отказывается от получения дохода, который он мог бы получить в данное время. Цена услуги труда (заработная плата) и количество востребованного труда (занятость) зависят от типа рынка труда.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.