Конспект лекции: Монополистическая конкуренция



В современных условиях преобладает рынок монополистической конкуренции, который характеризуется следующими признаками:

  • - фирмы РєРѕРЅРєСѓСЂРёСЂСѓСЋС‚, продавая дифференцированные продукты, удовлетворяющие РѕРґРЅСѓ Рё ту Р¶Рµ потребность (различия РјРѕРіСѓС‚ касаться как качественных свойств продукта, услуг Рё условий, связанных СЃ его продажей Рё размещением, так Рё мнимых различий, созданных посредством рекламы, упаковки Рё использования торговых знаков);
  • - каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка Рё имеет ограниченный контроль над ценой;
  • - РІ то Р¶Рµ время тайный СЃРіРѕРІРѕСЂ относительно цены Рё объемов выпуска между десятками фирм практически невозможен;
  • - вступить РІ отрасли СЃ монополистической конкуренцией относительно легко (эффект масштаба Рё требующийся капитал невелики);
  • - преобладает неценовая конкуренция.

Монополистическая конкуренция предполагает соединение признаков монополии и конкуренции. Ее монопольная власть основана на дифференциации продукта и способности контролировать его цену, но наличие многих производителей аналогичных товаров и отсутствие барьеров для входа в отрасль обеспечивают существование конкурентной среды.

Модель монопольного конкурента определяется отрицательным наклоном кривой спроса на его продукт, степень эластичности спроса зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта. Краткосрочное равновесие монопольного конкурента MR=МС. Цена Р превышает средние издержки, фирма получает экономическую прибыль (площадь заштрихованного прямоугольника).

В долгосрочный период данная прибыль будет стимулировать вступление на рынок других фирм, что приведет к снижению объемов выпуска данного продукта одной фирмой и нулевой прибыли.

Эффективна ли монопольная конкуренция? Фактический объем производства фирмы меньше, чем тот, который минимизирует средние издержки. Избытки мощности - это плата за дифференциацию продукта. Монополистический конкурент для уменьшения эластичности спроса по цене и увеличения объемов реализации своего продукта должен постоянно осуществлять расходы на рекламу, что также ведет к его удорожанию. Наличие резервных мощностей свидетельствует о меньшей в сравнении с чистой конкуренцией эффективности, а более высокая цена уменьшает благосостояние потребителей.

С другой стороны, для сохранения своих конкурентных позиций фирмы вынуждены регулярно совершенствовать свой продукт и быть готовыми быстро увеличить объем выпуска при всплеске спроса на свою продукцию. Широчайший ассортимент товаров.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.