Конспект лекции: Особенности межличностных коммуникаций



Из всех видов коммуникаций межличностные сталкиваются с самым большим количеством барьеров, препятствующих эффективному восприятию информации получателем.

Выделяют три типа барьеров: личностные, физические, семантические.

Личностные – коммуникативные помехи, порождаемые человеческими эмоциями, системами ценностей, неумением слушать собеседника, различие в образовании, поле, расе, социально-экономическом статусе, потребностях, интересах, накопленном опыте, психологическая несовместимость людей, участвующих в коммуникациях.

Физические – это коммуникативные помехи, возникающие в материальной сфере коммуникаций. Окружающая обстановка, шумы, невербальные средства коммуникаций способны препятствовать или наоборот содействовать восприятию, пониманию и усвоению передаваемой информации. В невербальных коммуникациях используются любые символы, кроме слов (жесты, движения, позы и т.д.).

Семантические – означают различные значения, приписываемые людьми одним и тем же символам. Символы многозначны и при выборе одного из них может возникнуть непонимание. Особенно сложные проблемы могут возникнуть при построении коммуникаций между представителями разных культур. Обе стороны должны знать не только буквальные значения слов используемого языка, но и использовать при этом интонации, громкость, сопровождающие жесты.

Отправители сообщения могут увеличивать искажение:

  • - с использованием языковых средств, которые реципиент может не понять;
  • - с использованием языковых средств, провоцирующих эмоциональный ответ, который мешает передаче сообщения; неуверенностью в том, что они хотят сказать;
  • - чрезмерной затянутостью сообщения, что может вызвать скуку и досаду слушающего и т.д.

Получатель может создать препятствия в коммуникации при помощи:

  • - фильтрации информации, которая ему не нравится (он ее не понимает или она его не беспокоит);
  • - усталости, мешающей воспринимать связь и усваивать информацию;
  • - искажение сообщения, т.к ему не нравится говорящий, из-за ряда причин, таких, например, как классовая принадлежность или образование и т.д.

Барьеры можно преодолеть, если соблюдать ряд правил:

  • - перед коммуникацией четко определить идеи, вкладываемые в послание;
  • - анализировать истинную цель каждой коммуникации;
  • - анализировать всё физическое и человеческое окружение при любой коммуникации;
  • - консультироваться при планировании коммуникации;
  • - обращать внимание на интонацию и основное содержание сообщения;
  • - постоянно держать в поле зрения то, как срабатывает коммуникация;
  • - устанавливать коммуникации не только на сегодня, но и на завтра;
  • - уметь слушать другого.

Если все эти правила соблюдаются отправителем и получателем сообщения, то возможность успешной коммуникации в значительной степени возрастает.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.