Конспект лекции: Права покупателей при передаче товара ненадлежащего качества



Ст. 503 ГК РФ и ст. 18 ЗЗПП. Ст. 475 ГК РФ. Ст. 503 ГК предоставляет покупателю больше прав и устанавливает более строгую ответственность продавца, чем ст. 475 ГК.

У покупателя 5 основных прав:

1. Требование о соразмерном уменьшением покупной цены.

2. Требование об устранении недостатков (в разумный срок – ст. 475, незамедлительное устранение – ст. 503); это требование о безвозмездном устранении, значит: безвозмездность работа устранения, все замененные детали, хранение объекта при работе (п.42 ПП). На время ремонта продлевается гарантийный срок на данный товар, а если в результате замены были заменены те комплектующие или составные части, на которые устанавливаются самостоятельные сроки, то этот гарантийный срок устанавливается заново, и начало течение гарантийного срока приурочивается к дате возвращения исправленного объекта потребителю. Когда потребитель берет товар после устранения недостатков, он должен обязательно взять письменную информацию, в которой было бы отражено, когда потребитель обратился с требованием об устранении недостатков, когда товар был принят для устранения недостатков, дата устранения недостатков, те работы, которые были проведены в результате устранения недостатков, какие были заменены детали и т.п. и дата выдачи потребителю. Главное: продление гарантийного срока, получения покупателем всей информации в письменном виде.

3. Требование возмещения расходов на устранение недостатков (ст. 475 ГК, ст. 503 ГК, ст. 18 ЗЗПП). Ученый Парций по поводу этого требования: «потребитель может предъявить такое требование только, если он уже обратился к изготовителю, продавцу и не получил никакого ответа, либо недостатки не были устранены, либо были устранены ненадлежащим образом. Только в этом случае потребитель имеет право обращаться с требованием возмещения расходов на устранение недостатков».

4. Требование замены товаров.

5. Право отказаться от исполнения договора. Потребитель возвращает товар продавцу и требует возвращения покупной цены. Если вдруг произошло удорожание товара, то потребитель имеет право требовать возмещения этой разницы в цене (ст. 24 ЗЗПП). Абз.2 п.5 ст. 503 ГК: продавец при возврате товара не вправе удерживать ту стоимость, на которую понизилась стоимость товара за время его использования. Когда возвращается товар не продавцу, а изготовителю, применяются те же нормы ст. 24 ЗЗПП и производятся такие же расчеты. П.5 ст. 503 ГК и абз.6 п.1 ст. 18 ЗПП: при отказе от исполнения договора потребитель по требованию продавца обязан возвратить товар. Если продавец не требует этого возврата товара, это не лишает потребителя реализовать данное право. П.5 ст. 18 абз.2 ЗЗПП. Потребитель все равно вправе требовать возвращения убытков.

Предъявляемое право потребитель определяет сам по своему выбору. Потребитель предъявляет требования к качеству товара, если недостатки не оговаривались продавцом. Может ли потребитель предъявить требования по тому товару, у которого имелись недостатки, оговоренные в момент продаже? По поводу них не может, а вот по поводу неоговоренных недостатков он имеет право предъявлять требования.

Потребитель может предъявлять свои требования к разным лицам: любые требования к продавцу, что касается изготовителя, тут уже есть ограничения (уменьшение покупной цены, замене на товар другой марки или артикула). Требования к изготовителю: безвозмездное устранение недостатков, о возмещении расходов на устранение недостатков, требование на замену на товар той же марки или артикула, возвратить товар и потребовать возврата его стоимости. Уполномоченным организациям можно предъявлять практически все те же требования, но не все, поскольку они работаю по договору с продавцом и изготовителем. По общему правилу те же, что и изготовителю, кроме требования о возврате стоимости. К импортерам предъявляем те же требования, что и к изготовителю.

Иногда вопрос о том, к кому предъявлять требования, решается в зависимости от того, когда обнаружен недостаток.

Отсутствие чека или других документов у потребителей при осуществлении ими своих прав. П.5 ст. 18 ЗЗПП: отсутствие у потребителя чека или иного документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении требования потребителя.

Ст. 493 ГК: более узкий перечень документов, последствия, столь широко не используемое потребителем.

Можно ли осуществить право, если у потребителя нет ни одного документа, нельзя узнать, где и когда он приобрел товар? Если у потребителя даже одного документа нет, ему все равно удастся осуществить свои права, если ему удастся доказать, что он приобрел товар именно в этом магазине именно в то время.

Корреспондирующие обязанности продавца на права требования покупателя:

  • 1. Абз.2 п.5 ст.8 ЗЗПП – обязанность провести качественную проверку;
  • 2. Обязан провести тщательную экспертизу (абз.3, 4 п.5 ст. 18). Проведение экспертизы (покупатель вправе присутствовать на этой экспертизе, с подачей товара он подает заявление с просьбой уведомить его о месте и времени проведения экспертизы, чтобы ему можно было присутствовать);
  • 3. Обязанность обязанных лиц доставить габаритный товар для устранения недостатков и т.д. (п.7 ст. 18);
  • 4. Право потребителя требовать предоставление на время замены или ремонта аналогичного товара во временное пользование, другая сторона обязана предоставить во временное пользование аналогичный товар на время ремонта. П.2 ст. 20, п.1 ст. 21 ЗЗПП. Постановление № 55 от 19.01.1998 г. устанавливает еще один перечень: перечень товаров, не предоставляемые во временное пользование на время проведения ремонта.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.