Конспект лекции: Содержание права потребителей на информацию



П.1 ст. 8 ЗЗПП предоставляет потребителю право требовать незамедлительного предоставления ему информации, отвечающей определенным признакам.

Понятие информации очень многозначно. Для целей рассматриваемого нами вопроса под информацией будем понимать сведения, доступные восприятию человека и необходимые потребителю для реализации его прав. Самый главный признак информации в том, что она должна быть надлежащей. Надлежащая информация – так сказано в законе. У такой информации есть количественная и качественная стороны.

Количественная сторона надлежащей информации определяется прилагательными «необходимая» или «полная» информация. Закон употребляет эти два прилагательных (ст. 8 и ст. 12 ЗЗПП) как прилагательные, но это не совсем правильно. Необходимая информация – это минимальный объем информации, он может устанавливаться законом (ст. 9 – 11 ЗЗПП, ст. 495, 628, 722 ГК). Продавец может по своему желанию дополнить данный объем дополнительной информацией, или же им может быть представлен не полный объем. Потребитель может задать любой интересующий его вопрос, касающийся информации, а потребитель обязан информировать потребителя.

Общий состав информации описан в ст. 8, 2 составные части: информация о субъектах и об объектах.

Качественная сторона надлежащей информации выражается в ее достоверности (соответствие предоставляемой информации действительности). Количественные и качественные стороны очерчивают содержание надлежащей информации, но нам не менее важна и ее форма. Самые общие требования, предоставляемые законом форме информации, можно сформулировать как требования наглядности (схемы и иллюстрации, облегчающие восприятие) и доступности (предоставление информации на русском языке).

Представление информации на русском языке – обязанность продавца, но есть еще и право предоставлять информацию на языке субъекта. На доступность информации влияет также и стиль (например, технический паспорт). Этот текст не должен быть снабжен избытком непонятных терминов, то такая информация недоступна.

Форма: письменная и устная информация (играет положительную роль (устная), например, в суде). В основном предоставляется письменная, в виде сопроводительной документации. Часто получаем информацию через СМИ, Интернет и т.п. Очень часто размещаемая в Интернете и СМИ информация распространяется в виде рекламы.

ФЗ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Это информация, рассчитанная на неопределенный круг лиц, и цель – это формирование и поддержание интереса к определенным товарам, и способствование его распространению. Рекламироваться могут: товар, средства его реализации, продавцы, мероприятия и т.п. Закон предъявляет к информации те же требования: количественная и качественная стороны, но есть и дополнительный признак (дополнительное требование) – это добросовестность информации. Информация будет недобросовестной, если она содержит некорректные сравнения с другими товарами или изготовителями, негативное отношение создает к тем лицам, которые не используют эти товары, или реклама товаров, которые не допускаются. Недостоверность может быть относительно фактического спроса на товар, например.

Закон о рекламе содержит запрет на «скрытую рекламу». Закон о рекламе перечисляет те товары, работы, услуги, которые не могут рекламироваться.

Информация должна быть: достаточная (количественная характеристика), достоверная, добросовестная и доступная.

Если нарушены требования к информации, заложенные в рекламе, тогда лица, пострадавшие от такой информации, могут предъявить в суд требования по ст. 38: о возмещении убытков, о возмещении вреда, о компенсации морального вреда, требования о контррекламе.

О способах доведения информации: вывески, чеки, иные прилагающиеся документы, чеки, квитанции, договоры и т.д.

Момент передачи информации: чаще всего в момент заключения договора, нет большого промежутка времени между моментом заключения договора и моментом предоставления информации. Ст. 495 ГК относительно розничной купли-продажи: до заключения договора покупатель должен ознакомиться с товаром, если это не противоречит правилам, принятым в розничной торговле. Что касается договоров о выполнении работы или оказания услуг, то информация получается в ходе процесса, постоянно представляется исполнителями (ст. 715, 716, 783 – общие нормы).



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.