Конспект лекции: Донаучный период социологии культуры



Зачатки представлений о роли культуры в жизни общества и формирования личности отмечали древнекитайские мыслители. В священной китайской книге «Шу-Кинг», написанный около 4 тыс. лет назад, безымянный автор проходит к мыслям, что существует прямая связь между литературным и музыкальным произведением и поведением личности. Громкая, ритмичная музыка рождает твердость духа и храбрость, знакомство с поэзией приводит к возникновению нежных чувств, чтение философских трактатов настраивает на размышление.

Элементы социологического знания можно найти и трактатах Конфуция. Исследуя природу поэзии, философ отмечал, что поэзия может:

  • - вдохновлять людей, воздействуя на их чувства и разум;
  • - духовно сплачивать людей, кто знакомится с теми или иными произведениями;
  • - давать представление о нравах разных народов;
  • - воздействовать на тех, кто стоит на вершине социальной пирамиды по воле судьбы или благодаря особым качествам.

Накопленные в Древнем Китае знания о природе искусства, о влиянии музыки, живописи, литературы на процесс становления личности широко использовались в социальной практике. Еще на рубеже 10-11 веков до нашей эры начала формироваться государственная экзаменационная система с испытаниями в области литературы, музыки, каллиграфии. Она открывала путь к государственным постам талантливым людям, владеющим культурным наследием. В истории Китая много примеров, как поэтический дар приносил его обладателю княжеский титул, а талант живописца возносил его к вершинам власти.

Определенную роль в исследовании социальной природы культуры внесли Платон и Аристотель. Платон создал первую коммуникативную теорию искусства. Источником вдохновения являются боги Олимпа, поэт же выступает в качестве передатчика их велений. Творец выступает как посредник между Богами и людьми. Аристотель разработал теорию катарсиса, очищения души, приведение человека в состояние гармонии с окружающим миром под влиянием искусства. Катарсис выступает как высшая ступень эстетического наслаждения, которая может быть достигнута в процессе общения с произведением искусства.

В эпоху возрождения социологический подход к культуре развивали Франческо Петрарка и Джорджо Вазари. Петрарке принадлежит обоснование тезиса о сходстве культур европейских народов, выросших из единого корня, обоснование положения об общности судьбы наций, проживающих на европейском континенте, об античности как особом типе культуры, не имеющем аналогов в мире. Джорджо Вазари в «жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей, зодчих» (1550) оставил портреты выдающихся деятелей культуры того времени, связал жизнь художника с эпохой.

Значительный вклад в разработку социологического подхода к культуре внесли просветители. Шарль Луи Монтескье в «Персидских письмах», книге «размышление о причинах величия и падения Рима», «О духе законов». «Общий дух нации» может быть приравнен к образу мыслей, действий исторически сложившейся общности людей, занимающих конкретную территорию и обладающую представлением об уникальности и коренном отличии от других наций. «Дух законов» соответствует «духу нации». В противном случае законы не будут исполняться, а всякое принуждение будет порождать социальные конфликты. Тип культуры, основанный на «духе нации» определяет тип государственного устройства и форму правления. Жан Жак Руссо в своих работах анализирует взаимосвязь между типом общества, формой государства и типом искусства. Критику порядков, существовавших во Франции в эпоху просвещенного абсолютизма, Руссо осуществлял критикуя то искусство, которое создавалось представителями господствующих классов для удовлетворения эстетических потребностей верхушки французского общества. Руссо вплотную подходит к идее классовой природы искусства, показывая, что искусство народов отличается от аристократии. Искусство, ставящее своей целью ублажение богатых, не только не нужно, но и не имеет право на существование в силу подчиненности вкуса художника несовершенным вкусам заказчика. Главная причина недостатков французской культуры абсолютизма - социальное неравенство и лежащая в его основе частная собственность.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.