Конспект лекции: Институционализация социологии культуры как особой науки
Критика общественного устройства Франции приводит к возникновению французской критической школы, повлиявшей на становление социологии культуры как самостоятельного теоретического направления. Анна Луиза Жармена де Сталь. «Дельфина», «Эссе о вымышленном», «о литературе, рассматриваемой в отношении к общественным установлениям». В работах обсуждается проблема взаимосвязи искусства и политики, экономки, о месте художника в обществе и о его социальной миссии. Исследовательница доказала, что культурная жизнь общества непосредственным образом связана с господствующими политическими и экономическими отношениями.
Особый вклад в становление социологии культуры внесла французская культурно-историческая школа. Ипполит Адольф Тэн. С его точки зрения есть три ряда факторов, которые определяют особенности культуры: раса, среда и момент. Под расой понимается особенности национального характера, под средой - состояние умов, нравов, правовых норм, момент вбирает в себя идеальную модель человека определенной исторической эпохи и культурные традиции. Развивая свою идею о триаде факторов Тэн отмечает: «чтобы понять какое-нибудь художественное произведение или школу художников, необходимо в точности представить себе общее состояние умственного и нравственного развития того времени, к которому они принадлежат. Здесь таится первичная причина, определяющая все остальное». Кроме Тэна, к данной школе относится творчество Жан-Мари Гюйо. Он разработал методику социологического исследования творческого процесса, выявил факторы, детерминирующие отбор писателем, живописцем, драматургом того или иного художественного метода. В труде «Искусство с точки зрения социологии» (1889) он утверждает, что искусство должно решать прежде всего те задачи, которые стоят перед обществом. Поэтому образы, чувства, эмоции, которые передает творец и вызывает являются символами и средствами отражения коллективной жизни. Следовательно все явления культуры социальны по своей природе. На процесс их развития влияют экономические, политические, идейно-мировоззренческие факторы, которые необходимо учитывать при исследования любого культурного явления.
К культурно-исторической школе следует отнести творчество Макса и Альфреда Вебера. Согласно воззрениям М. Вебера, то, что побуждает индивида к социально значимой деятельности, определяется смыслообразующими принципами деятельности человека. Они не что иное, как смыслообразующие принципы культуры, ибо прояснение смысла всегда связано с соотнесением с ценностью. У Вебера культура превращается в основной фактор, детерминирующий всю общественную жизнь, специфику экономических, политических, нравственных отношений и процессов. Это продемонстрировано на основе влияние протестантизма на становление капитализма. Идеологи протестантизма переосмыслили роль мирского труда. Если в соответствии с догматами католицизма труд выступает как наказание за грехи, то согласно учению Лютера выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая нравственная задача человека. Труд толкуется как как связь человека с Богом. Следовательно, успехи в делах являются свидетельством богоизбранности человека. Религия определяет не только мотивацию трудовой деятельности, но и тип мировосприятия. Другой подход к трактовке культуры разделял Альфред Вебер, который ввел одним из первых понятие социологии культуры. В 1935г. вышла книга «История культуры как культурсоциология». Социология культуры представляет собой науку о всеобщей истории человечества. Ее главной задачей является раскрытие общего, присущего истории культуры разных стран и народов. В развитии культуры существует три взаимосвязанных аспекта: культурный, цивилизационный и собственно социальный. Культура и цивилизация два взаимосвязаннных, но не равнозначных феномена. Культура возникает, когда человек поднимается над уровнем материального мира, цивилизация связана с рационализацией мира, овладением силами природы, эффективностью применяемых орудий и средств производства.
Отличительной чертой цивилизации является также то, что ее плодами пользуются люди, проживающих на разных континентах, носители разных культур. Доказательством правомощности данного тезиса, Вебер показывает, как европейская цивилизация возникает на основе достижений античности, а та в свою очередь на основе наследия Древнего Епипта, Вавилона, Крита, Персии. Перенесение культуры на другую почву невозможно.
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.