Конспект лекции: Постмодернистские теории исследования культуры



На смену социологическим теориям модерна на рубеже веков приходят теории постмодерна. В теориях постмодерна на первый план выходит проблема самоорганизации, как процесса действия индивидуальных и коллективных агентов, так и развития социальных институтов общества. Для теорий постмодерна принципиальное значение получили концепции системогенеза Н. Лумана, а также теория сети Р. Эмерсона. Если теории модерна только обозначают проблему риска и возможные пути их преодоления, то постмодерн признает риски частью социальной реальности.

По мысли У. Бека, риски вызваны как современными технологиями, ускоряющимися темпами развития общества (рукотворные риски), так и обострениями отношений общества-природы (нерукотворные риски). Риск определяется как неопределенность многих социальных реалий. Риск порождает хаос, случайность, многовариантность и альтернативность. В результате социологические теории постмодерна становятся еще более интегративными, социология смыкается с рядом других наук.

С.А. Кравченко, анализируя социологию постмодерна, отмечает: «Теории постмодерна, строго говоря, не являются собственно социологическими. Они вбирают достижения целого ряда дисциплин - антропологии, математики, социальной синергетики, лингвистики, особенно семиотики, включающей в себя не только язык, но и другие знаковые и символические системы. Во многих постмодернистских теориях отсутствуют строгие границы между реальностью и виртуальной реальностью, предметами и их образами, между наукой и фантастикой, детерминизмом и индетерминизмом».

Теории постмодерна делают акцент на проблему самоорганизующихся систем с позиций системогенеза Н. Лумана и теории флуктуаций П. Сорокина. В итоге возникла сначала на базе естественных наук, затем проникла в социологию теория синергетики. Основы социальной синергетики заложены в труде И. Пригожина, И. Стенгерса «Порядок из хаоса». Мироздание рассматривается в данной работе как самоорганизующаяся, спонтанно активная система. Спонтанность предполагает не строгую рациональность, а случайность, многовариантность, альтернативность. Неопределенность распространяется и на развитие. Это связано с возрастанием темпов эволюции, непредсказуемых порогов, которые становятся очевидными при переходе системой точек бифуркации. И.Пригожин, И. Стенгерс в своей работе отмечают: «человеческие сообщества, особенно в наше время, имеют свои, существенно более короткие временные масштабы. Необратимость начинается тогда, когда сложность эволюционизирующей системы превосходит некий порог. Примечательно, что с увеличением динамической сложности роль стрелы времени, эволюционных ритмов возрастает. Стрела времени влечет за собой случайность». Хаос не означает отсутствие порядка, но переводит систему на качественно новый уровень развития. Одних из главных постулатов синергетики является то, что «источником порядка является неравновесность. Неравновестность есть то, что порождает «порядок из хаоса». Порядок не мыслится без бифуркаций, которые определяются С.А. Кравченко, как «определенные периоды, в которых флуктуация внешних и внутренних факторов развития, а также непредвиденные последствия действий людей достигает критического уровня, что влечет за собой неустойчивость, возможности различных вариантов развития». В итоге методологической основой постмодернизма стал неодетерминизм, признающий нелинейность, многовариантность развития, признающий естественность случайности и непредсказуемых флуктуаций. Неодетерминизм предполагает диалектику альтернатив развития, которые находятся между собой в отношениях флуктуации, циклических колебаний. В качестве таких альтернатив могут рассматриваться традиционность/ инновационность, традиционность/либерализм, демократия/ авторитаризм, стабильность/ риск, социальная устойчивость/кризис и многое другое. Для нас принципиально важно, что в современной социологии оказалась востребованной теория флуктуаций П. Сорокина, как теоретико-методологическая база для анализа развития социальной реальности как самоорганизующейся системы.

Анализ постмодерна как формирующейся реальности, предпринят З. Бауманом, как основоположником социологии постмодерна. В работах «Философия и постмодернисткая социология», «Мыслить социологически», «Модерн и амбивалентность», «Модерн и холокост», «Постмодернисткая этика», «Индивидуализированное общество» автор рассматривает модерн как определенное состояние общественного сознания. В качестве признаков постмодерна Бауман отмечает плюрализм культур, постоянно происходящие изменения, доминирование СМИ и их продуктов, символизация реальности. В первую очередь плюрализация распространяется на мораль, приводит к ее размыванию, амбивалентности. Мораль не исчезает окончательно, она трансформируется до уровня межличностного взаимодействия, потребности «быть для другого».

Важными признаками сознания постмодерна является его толерантность, которая возникает под влиянием плюрализма, динаминочность и неустойчивость, существование в условиях неопределенности и риска. В работе «Индивидуализированное общество» Бауман так характеризует экзистенцию человека в условиях постмодерна: «Бессилие, несостоятельность - вот названия позднемодернисткой, постмодернисткой болезни. И это не боязнь приспособления, а неспособность приспособиться. Не ужас, вызываемый нарушением запретов, а террор полной свободы… Жизнь в условиях небезопасности – это жизнь в условиях риска, и человек, принимающий решения, должен сам платить за риски, на которые идет». Неопределенность в развитии общества порождает широкие возможности выбора, лежащие в основе свободы, что неразрывно связано с ответственностью. В свою очередь высокие темпы развития общества, непредсказуемость развития повышает вероятность ошибок в конструировании социальных действий и стратегий.

Таким образом, З. Бауман в своей концепции общества постмодерна сделал акцент на его неопределенность, непредсказуемость развития. Неопределенность создает не только многочисленные риски, но и заставляет группы самостоятельно искать адекватные обществу ценности, нормы, модели поведения. У. Бек в работах, посвященных постмодерну, делает акцент на проблеме риска. В работах «Политика в обществе риска», «Изобретение политического», «Общество риска: на пути к другому модерну» разрабатывает теорию риска, основанную на методологических основах неодетерминизма. Осмысляя природу риска, Бек отмечает: «Общество риска подразумевает, что прошлое теряет свою детерминирующую силу для современности. На его место - как причина нынешней жизни и деятельности - приходит будущее, т.е. нечто несущественное, конструируемое, вымышленное. Когда мы говорим о рисках, то спорим о том, чего нет, но что могло бы произойти, если сейчас немедленно не переложить руль в противоположном направлении». Риск связан, таким образом, по мысли Бека, с неопределенностью развития и возможных последствий. При этом риски неравномерно распределяются на разных уровнях социальной структуры. В верхних слоях общества концентрируется богатство и минимизируются риски, в нижних слоях - бедность и риски. Бек отмечает: «История распределения рисков показывает, что риски, как и богатства, распределяются по классовой схеме в обратном порядке: богатства концентрируются в верхних слоях, риски в низших. По всей видимости риски не упраздняют, а усиливают классовое общество».Данная зависимость распространяется не только на социальную структуру, но и на отношения богатых и бедных стран.

Общество риска порождает особую рефлексию, связанную с необходимостью осознания и минимизацией рисков. Стремление минимизировать риски связано с индивидуальной активностью, попыткой рационализации риска, конструирования, рационального выбора социального контекста. Конструирование социального контекста предполагает, по мысли С.А. Кравченко, что индивид выбирает «в какие социальные отношения вступать и поддерживать, а в какие нет и тем самым индивиды, по существу, могут управлять степенью риска. Рефлексивность распространяется на жизненные ориентации и ценности. Появляются новые тенденции в мышлении и поведении людей: если раньше они были обеспокоены благосостоянием, то теперь рисками». Рефлексивность в отношении рисков идет на уровне общественного мнения, теоретических концепций. Люди, заинтересованные в минимизации рисков, начинают собирать информацию о них, доверяя официальным структурам, ученым, опросам общественного мнения, прогнозам. Бек выступает за интеграция разных форм рефлексии: «В дискуссиях о рисках обнаруживаются трещины между научной и социальной реальностью. Можно утверждать: научный рационализм без социального пуст, социальный без научного - слеп».Таким образом, Бек дополняет теоретические рассуждения Баумана о сознании постмодерна важной чертой - направленностью на рационализацию, минимизацию рисков.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.