Конспект лекции: Российская традиция социологии культуры



В дореволюционной российской социологии существовали такие социологические школы, как культурно-историческая, географический детерминизм, марксизм, анархизм.

 

Культурно историческая школа Н.Я. Данилевского

Н.Я. Данилевский вошел в историю как основоположник традиции российской социологии культуры, один из создателей доктрины славянофильства. Развивая идеи А.С. Хомякова, И.С. и К.С. Аксаковых, И.В. и П.В. Кириевских, Ю.Ф. Самарина и других авторов, стоящих у истоков славянофильства, Данилевский дал развернутую критику западной цивилизации, которая с течением времени утратила свой креативный потенциал и не способна сегодня совершать прорывы в сферу духа.

Данилевский сформулировал принципы, на которых основываются циклические концепции культуры. Он выделил основные социокультурные типы, раскрыл законы их функционирования, показал принципиальное отличие русской культуры от культур стран Западной Европы. Однако для российской цивилизации принципиальное значение имеет мысль Данилевского об особом пути развития России, существенно отличающегося от европейского и азиатского.

В основе теоретической концепции Данилевского - представление об истории как процессе становления и развития социокультурных типов. С его точки зрения можно выделить: египетский. китайский, ассирийско-вавилонско-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, германо-романский, славянский. К перечисленным типам следует отнести два погибших насильственным образом - перуанский и мексиканский.

Образование и функционирование культурно-исторических типов происходит по определенным законам:

  • - в основе социокультурного типа близкие по своей базе языки;
  • - для образования и развития социокультурных типов необходима политическая независимость создающих их народов;
  • - каждый социокультурный тип вырабатывает свои, присущие только ему черты, которые передаются по наследству. Каждая цивилизация развивает определенный аспект мировой культуры. Еврейская была религиозной, греческая - художественной, римская - политической, европейская достигла высот в освоении природы, создании машин, облегчающих труд человека, но она уступает греческой в художественной сфере, еврейской в религиозной;
  • - цивилизация только тогда достигает вершины развития, когда разнообразны элементы, ее составляющие;
  • - ход развития культурно-исторических типов ближе всего уподобляется многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжительным, но период цветения и плодоношения - относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу. Законы биологического развития: младенчество - юность - зрелость, достижение пика развития, деградация, смерть.

Сравнительный анализ разных культурно-исторических типов показал, что будущее есть только у славянского культурно-исторического типа. Уникальность его в синтетичности, четырехосновности (религиозная, художественная, политическая, материально-производственная).

Распространение достижений культурно-исторического типа происходит путем колонизации (Северная Америка заимствовала способ существования, образ жизни Старой Англии), прививка, благодаря чему возникает новая культура, аккумулирующая достижения старой и новой культуры. (Александрия, как синтез греческой, римской, египетской культуры), межцивилизационное воздействие.

 

Субъективизм Н.М. Михайловского и П.Л. Лаврова

Существенный вклад в развитие отечественной социологии культуры внес субъективизм. Родоначальниками его выступили Н.М. Михайловский и П.Л. Лавров. Субъективизм основывался на роли личности в истории.

История, по мысли Михайловского, управляется законами, но в рамках этих законов личность «ставит цели в истории» и двигает к ним события. Ведущее место в социологии Михайловского занимает проблема социально-психологического воздействия героя (великой исторической личности и толпы). Толпа - особая общность, основанная на сходстве психической реакции и поведения и поглощающая индивидуальные черты человека. «Толпа» объединена эмоционально-психической связью и склонна к подражанию любому примеру. Толпе противопоставлен герой, понимаемый в широком смысле как зачинатель, увлекающий массу своим примером на любой поступок, героем его делает способность вести за собой других. Механизм воздействия героев на толпу Михайловский видит в подражании, массовом внушении, гипнозе и психозе. Эти механизмы описаны в статье 1882г. «Герой и толпа». Михайловский широко пользовался понятиями «психическая зараза» и «социальный гипнотизм» для объяснения массовых движений. До тех пор, пока общество развивается по пути, ведущему к подавлению отдельной личности, народ будет оставаться толпой, выход из которого - превращение каждого члена общества в индивидуальность путем развития его самосознания.

Теоретиком субъективизма является и П.Л. Лавров. В работах «Очерки вопросов практической психологии», «задачи позитивизма и их решение», «исторические письма». При исследовании социологии культуры Лавров отталкивался от двух методологических установок:

  • - мысль реальна лишь в личности, культура реальна лишь в общественных формах, и, следовательно, личность остается со своими силами и требованиями лицом к лицу с общественными формами;
  • - история мысли, обусловленной культурой - вот вся история цивилизации. Культурными формами являются не только искусство, музыка, философия, религия, но и тип государственного устройства, который устанавливается в конкретной социальной системе и воспроизводится, поскольку существуют законы социокультурного развития.

С точки зрения Лаврова история, взятая с деятельностной стороны, может рассматриваться как процесс «взаимодействия личностей и культурных форм». Субъектом культуры является «критически мыслящая личность», под которой он понимал индивида, обладающего способностью оценивать действительность с общественной точки зрения, подчинять индивидуальные интересы коллективным, нравственное развитие) предлагать альтернативные варианты решения социальных проблем, осуществлять действия, направленные на их решения. Для развития личности до такого уровня необходимы социальные условия, свобода слова, необходимый минимум образования. Поскольку такие условия созданы не во всех обществах, начальные условия прогресса для большинства населения земного шара пока не осуществимы. По убеждению Лаврова то состояние благоденствия, в котором пребывает население высокоразвитых стран куплено ценой интеллектуальной, моральной и физической деградации народов, являющихся колониями европейских держав. Процветание меньшинства за счет большинства является источником кризиса европейской цивилизации. Европейская цивилизация может быть прочной лишь в том случае, если материальные, умственные и нравственные интересы меньшинства, ее представляющие связаны с экономическим благосостоянием большинства. Если такого единства нет, то возникают социальные конфликты, уничтожающие цивилизацию (Ассирия, Вавилон и Египет). Под цивилизацией понимается определенная социокультурная система, в рамках которой складывается особый образ жизни, специфическая система экономических, политических и нравственных отношений, действует система моральных, художественно-эстетических, правовых и религиозных императивов. Главная проблема в функкционировании цивилизации - сохранение целостности как единого социокультурного организма. Цивилизации погибают потому, что исчерпали свой креативный потенциал, из-за военных нашествий, из-за неспособности справиться с грузом экономических и политических проблем. Но основной причиной гибели является возникновение и углубление антагонистических конфликтов между различными классами и социальными группами.

Неотъемлемым элементом прогресса общества является прогресс культуры. В обществе, где культура находится на нисходящей ветви своего развития, прогресс невозможен.

 

Традиции географического детерминизма

Традиция географического детерминизма представлена в трудах Ключевского, Мечникова, Ильина. В XYIII веке с позиции географического фактора, размеров территории и уровня просвещенности народов В.Н. Татищев не только выделил три возможные формы государственного правления (демократия, аристократия, монархия), но и обосновал необходимость монархии для России. В начале XIX века разносторонне влияние природы на общество доказал К. Вэр. Он отметил влияние климатического и географического факторов на темпы общественного развития стран. Так, бедность природы, неразвитость органической жизни задерживает общественное развитие. Точно также общественное развитие задерживает холодный и сухой климат, где энергия людей затрачивается на выживание в тяжелых климатических условиях (И. Ильин «Сущность и своеобразие русской культуры: «Душа народа находится в живой и таинственной взаимосвязи с его природными условиями и поэтому не может быть достаточно объяснена и понята без учета этой специфики» - закалка души в тяжелом климате). Напротив, разнообразие природного ландшафта, чередование гор и долин, лесов, рек способствует ускорению развития. Совокупность географического и климатического факторов, характер занимаемой местности определяет судьбу населяющего народа. Так, в историческом развитии сыграли роль наличие или отсутствие тех или иных материалов, животных, пригодных для одомашнивания, или пригодных для окультуривания растении.

На влияние рек не общественное развитие указал русский историк В.О. Ключевский и Л.И. Мечников, который в работе «Цивилизации и великие исторические реки» указал на влияние гидросферы на развитие общества. Ученый указывает на роль не только рек, но и морей, океанов. Великие древние цивилизации (Египетская, Вавилонская, Китайская, Индийская) возникли по берегам крупных рек. Реки не только стимулировали развитие торговли, но и стали источниками развития земледелия. По мере своего развития, великие цивилизации древности по рекам спускаются к морям, или погибают. На смену речным цивилизациям приходят морские. Изначально в процессе цивилизационного развития центром стало Черное и Средиземное море, где возникли многочисленные финикийские города. Позднее к финикийской федерации присоединились Греция и Рим. Однако способность цивилизации к распространению, расширению зоны своего влияния приводит их через моря на берега океанов. Здесь повышается роль европейской цивилизации, обусловленная развитием капитализма, крупного промышленного производства, промышленной революцией и процессами колонизации, которые актуализируют значимость Атлантического океана. Постепенно, по мере того, как под влиянием европейской (американской) цивилизации оказываются новые регионы повышается роль Тихого океана и Индийского. Таким образом, развитие общества обусловлено, по мысли Мечникова, сменой трех типов цивилизаций: речные-морские-океанические.

 

Марксизм Г.В. Плеханова

Существенный вклад в развитие социологии культуры внесли марксисты и работы Г.В. Плеханова. Свои подходы он обосновал позицией марксизма. Если признать факт, что общество на определенном этапе своей истории разделено на классы, то это означает, что мы признаем факт существования различных культур в рамках культуры одного социального организма. Основное содержание культуры составляет культура господствующего класса. Смена интересов, потребностей, художественно-эстетических идеалов господствующего класса сказывается в процессе создания художественных ценностей.

Исследуя причину кризиса культуры на рубеже 19-20 века, Плеханов подчеркивал разрыв между творческой интеллигенцией и народом, который возник на определенной стадии исторического развития и углублялся. Капитализм не способен создать благоприятных социальных условий для развития творческих личностей и создавать стимулы для развития культуры.

В СССР социология культуры развивается в рамках исследования пролетарской культуры. С целью повысить образовательный уровень пролетариата и крестьянства в 1918-1919 году была проведена реформа образования. Проводились социологические исследования после возрождения прикладной социологии в 60-е годы 20 века. На рубеже 60-70-х годов возникла система центров, занимающихся проблематикой социологии культуры:

  • 1. Сектор социологии культуры Института экономики Уральского научного центра РАН, руководитель Л.Н. Коган. Ряд крупномасштабных социологических проектов: «Культурная деятельность городского населения Свердловской области», «Духовные потребности населения и уровень их удовлетворения в молодом городе», «Реальная и потенциальная аудитория кинематографа».
  • 2. Научно-исследовательский центр Института культуры Министерства культуры РФ. Сектор социологии культуры, возглавляемый С.Н. Плотниковым. Проекты «Культура сельских районов РСФСР», «Человек и учреждения культуры», «Книга в жизни населения РСФСР», «Музыка в жизни населения РСФСР», «Художественные музеи и выставки в жизни населения РСФСР».
  • 3. Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания Министерства культуры СССР. В середине 70-х годов создан сектор социологии художественной культуры. Проекты: «Искусство и ваш досуг», «искусство в 2000году». Функционирование искусства в условиях социалистического общества.
  • 4. В 70-80-е годы Научно-исследовательский центр Высшей Комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ, в 1979г. создан отдел нравственного и эстетического воспитания молодежи. Проекты: «Эстетическая культура молодежи», «Музыка в вашей жизни», «Культура студенческой молодежи и проблемы ее формирования», «Социальный облик молодой творческой интеллигенции», «Культурный уровень участников Московской рок-лаборатории», «Клубы самодеятельной песни и их роль в формировании духовного облика молодежи».



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.