Конспект лекции: Начало истории изучения общественного мнения: методические находки



В рамках разных стран и культур изучение общественного мнения развивалось по-разному. Наиболее известна история американской социологии. Первопричины (по социологу Тому Смиту): демократизация общества, стремление к усилению центральной власти и интерес к количественным оценкам итогов голосований.

Изучение общественного мнения как науки отсчитывают от 1936 г. – года, когда знаменитые впоследствии социологи Гэллоп, Роупер и Кроссли предсказали Рузвельту победу на президентских выборах. Однако было бы ошибкой проигнорировать путь, сделавший возможным это достижение профессиональной социологии.

Первой методической находкой, позволившей напрямую обратиться к мнению народа, стали т. н. «соломенные опросы». Автором термина считается политик и учёный Джон Селден. «Возьмите солому и подбросьте её в воздух, - писал он, - и вы узнаете, откуда дует ветер». Корни «соломенных опросов» уходят в 1820-е гг. То было время становления американской журналистики, осознания ею своей социальной роли, проба пера и сил. Первыми социологами стали журналисты. В поисках ответа на какой-либо вопрос они отправлялись в общественное место и задавали его встречным людям. Схемы таких исследований были упрощёнными, выборки – нерепрезентативными (старались поймать как можно больше людей, не задумываясь о том, интересы какой группы они представляют), при подведении итогов не учитывалось множество факторов. Однако развитие «соломенных опросов» помогло журналистам осознать роль общественного мнения. «Пусть политики в Вашингтоне и в других местах знают волю людей», - писала в 1824 газета «American Watchman…». Пожалуй, она имела на это право. Именно соломенные опросы дали шанс высказаться людям, которым не давало его американское законодательство: участвовать могли и лишённые избирательного права.

В 1896 году несколько чикагских газет провели совместный соломенный опрос, результаты которого для их штата оказались верными.

К середине 19 века «соломенные опросы» достигли пика популярности. Их методы постепенно совершенствовались. Так, любопытный «секрет мастерства» предложил ветеран Гражданской войны, генерал (а по совместительству редактор газеты “Boston Globe”) Чарльз Тэйлор. Его опросы производились строго за день до выборов. По специальным критериям Тейлор отбирал избирательные округа, куда направлял своих «агентов» и на основе их сообщений подводил итоги.

Из метода изучения малого социума «соломенные опросы» постепенно превратились в метод изучения большого. Так, в 1916 журнал «Literary Digest» провёл первый в американской истории общенациональный опрос. Вопрос о том, кто победит в следующих президентских выборах (Уилсон или Хьюс), журналисты разместили на карточках для подписки. В итоге читатели отгадали Уилсона. Забегая вперёд, скажем, что после этого случая журналу удавалось ещё 4 раза правильно отгадать следующего президента (1920, 1924, 1928, 1932), причём в последний раз журналисты подобрались даже к правильному соотношению голосов. К началу ХХ в. название журнала фактически стало символом «соломенных опросов».

В 1929 появился один из первых образцов создания обобщённого портрета. Пользуясь методами соломенных опросов, супруги Роберт и Хелен Линд описали образ «типичного жителя американской глубинки» (наблюдали за горожанами Миддлтауна).

Совершенствование методов соломенных опросов предопределило дальнейшее развитие американской социологии. Кроме того, с их помощью удавалось порой приподнять политическую завесу над правдой. Так, опрос, проведённый в 1824 газетой «Harrisburg Pensylvanian», предсказал победу Джексона. Победил тогда Адамс, однако Джексон, как указывают современные исследователи, был фактически обворован: он получил большинство голосов.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.