Конспект лекции: Модификации опроса



Анкетирование – самый распространенный вид общения социолога с людьми. Участие исследователя в данном исследовании минимально, опрашиваемый имеет дело с текстом вопросника. Таким образом, отличительная черта анкетирования заключается в том, что вопросник заполняет сам респондент. Данная процедура позволяет опросить как можно больше людей.

Интервью – практически не отличается от анкетирования: интервьюер задает вопросы, перечисляет варианты ответов и отмечает выбранный. Цель – минимизировать влияние интервьюера на вариант ответа. Так же существует интервью по телефону (примерно 100 вопросов, время опроса 40-50 мин).

Существует глубинное или фокусированное интервью – предметом влияния исследователя становятся лица, которые пережили некоторые конкретные ситуации: посмотрели фильм, попали в аварию и т.д. Данные интервью возможны лишь с небольшими группами лиц. По характеру интервью бывает пробное (пилотажное). Исследователь ищет возможные ответы на вопросы и включает затем в анкету. Как правило, пробное интервью – это необходимый этап при разработке любой анкеты или интервью.

Групповые интервью – специфический вид общения с несколькими людьми. Интервьюер интересуется характером взаимодействия. Виды: деловые игры, ролевые игры или психодрамы.

Наблюдение. Так как реакция потребителя на рекламу очень важна для производителя, наблюдатель фиксирует реакцию (смех, взгляд и т.д.) и документирует ее.

Наблюдение бывает не включенное (сторонний наблюдатель) и включенное (социолог буквально живет жизнью своих подопечных).



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.