Конспект лекции: Электоральное поведение и мнение



Соотношение мнения населения, обнародованного путем социологического опроса, и будущего его поведения в ходе предстоящих выборов является прагматической ценностью для реального политика.

В ходе многолетних исследований учитывались переменные, участвующие на различных этапах принятия решений отдельными людьми в качестве мотивов того или иного поведения.

Сегодня наиболее распространенной моделью электорального поведения является мичиганская модель. С точки зрения исследователей, выбор избирателей определяется взаимодействием трех составляющих:

  • - партийная идентификация;
  • - отношение к текущим выборам;
  • - чувства, испытываемые к кандидату.

Как отмечает известный социолог Г.Батыгин, главная проблема заключается в установлении статусных идентификаций: партийных ориентаций, религиозных убеждений, социального статуса, образования, референтных групп, авторитарности/либеральности психологических установок, и ситуативных переменных: отношение к политическим лидерам и их программам, представления об актуальных общественных проблемах, оценки внутри- и внешнеполитической ситуации.

Эта теория предполагает, что психологические установки, определяющие политические предпочтения, формируются предшествующим опытом (социальной принадлежностью, национальностью, образованием, конфессией, партийными убеждениями) и взаимодействуют с внешними факторами, в результате чего порождаются модифицированные представления о расстановках фигур на политической сцене и в итоге принимается окончательное решение относительно голосования. Здесь находится место и влиянию пропагандистских кампаний, и личному влиянию политических лидеров на публику.

Учет этих переменных и дает основание для прожективной реконструкции электорального поведения.

Батыгин отмечает, что дискуссии последних десятилетий по поводу объяснения электорального поведения не выходят за рамки мичиганской схемы. Иногда пик внимания приходится на какую-либо характеристику политического процесса, например влияние политической повестки дня на исход голосования. В ходе многолетних исследований выявилось снижение значимости партийной принадлежности и, наоборот, отмечена поляризация электората под воздействием прессы.

Однако мичиганская модель не учитывает социетальных (термин, используемый в том случае, когда говорится об обществе в целом) переменных и не может быть развита без введения концепции коллективного актора (действующего лица). При этом Батыгин ссылается на концепцию Эрроу, которая гласит, что социальный выбор, в частности, электоральное поведение, формируется автономно от индивидуальных предпочтений. Он связывает эту концепцию с классическими исследованиями электорального поведения П.Лазарсфельда, который установил, что решающим фактором в индивидуальном выборе является межличностная коммуникация.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.