Конспект лекции: Управление дебиторской задолженностью и факты ее определяющие



Дебиторская задолженность - это сумма задолженностей в пользу предприятия.

Управление дебиторской задолженностью (ДЗ) направлено на решение 3 задач:

  • 1. Сокращение уровня ДЗ;
  • 2. На обеспечение реализации продукции предприятия;
  • 3. Контроль за состоянием и своевременным погашением ДЗ.

Анализ ДЗ осуществляется: по срокам (основные сроки ДЗ: до 30 дней, 30-60, 60-90, 90-180, 180-360, более 360) и по покупателям. Включает расчет показателей среднего срока равных платежей (Т об.Д.З.=360/kоб.Д.З.=360*Д.З./выручка) и расчет доли денежных средств в общей сумме поступления.

Контроль за ДЗ и своевременным погашением предполагает: выявление безнадежной, сомнительной ДЗ, контроль за соотношением ДЗ и КЗ, работа по своевременному взысканию платежей с клиентов.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объемов реализации продукции и связанной с оптимизацией размера дебиторской задолженности и обеспечением своевременной ее инкассации.

Политика управления дебиторской задолженностью включает:

  • 1) Анализ дебиторской задолженности в предшествующем периоде в целях оценки уровня и состава дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестирования в нее финансовых средств. Анализируются сроки погашения дебиторской задолженности, периоды ее инкассации, размер отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, состав ДЗ по возрастным группам, выявляется безнадежная и сомнительная ДЗ.
  • 2) Формируются определенные принципы и подходы кредитной политики по отношению к покупателям продукции. Решаются два вопроса: в каких формах осуществляется реализация продукции, какой тип кредитной политики следует избрать.

Различают три основных типа кредитной политики по отношению к покупателям:

  • 1) Консервативный. Направлен на минимизацию кредитного риска, что существенно сокращает круг покупателей в кредит. Осуществляется за счет групп покупателей с повышенным риском; за счет минимизации сроков предоставления кредита и его размера, ужесточения условий предоставления кредита и повышения его стоимости, за счет более жесткой процедуры инкассации дебиторской задолженности.
  • 2) Умеренный тип ориентируется на средний уровень кредитного риска и соответственно более мягкие условия предоставления коммерческого кредита.
  • 3) Агрессивный (мягкий) тип предусматривает максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска.

Формирование системы кредитных условий включает:

  • а) срок предоставления кредита,
  • б) лимит предоставляемого кредита,
  • в) стоимость предоставления кредита, т.е. система ценовых скидок при осуществлении расчетов за приобретенную продукцию,
  • г) системе штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.